В сентябре 2023 года Таганрогу исполнится 325 лет. Совместно с банком «Центр-инвест» мы придумали подарок имениннику. Мы расскажем истории 25 его уроженцев и жителей, которые прославили Таганрог.
Сегодня речь пойдет о горожанине всемирного значения — Антоне Чехове.
Чаще всего мы представляем Чехова по известному портрету Осипа Браза: строгий человек в пенсне красиво сидит в кресле. Про этот портрет сам Антон Павлович говорил: «Лицо такое, будто хрену нанюхался» и еще: «Что-то есть в нем не мое и нет чего-то моего». Впрочем, для статуса «классик литературы» портрет идеален. Но каким был гений, пока не забронзовел?
Ловец тарантулов
Антонио, как записан он в дневнике отца, появился на свет в 1860-м. Таганрог того времени весьма противоречив: изящные здания в стиле классицизма и роскошные конные экипажи запросто сочетаются с заросшими бурьяном немощеными улицами, глубокой грязью и крайне скупым освещением (вечерами по центру ходят с ручными масляными фонарями, дальше центра — темень). Но мальчишкам темнота не мешает.В детстве у Антоши среди приятелей прозвище Бомба — из-за слишком большой головы. Голова эта часто гудит от подзатыльников: с детьми не церемонятся, а проступком считается любое мальчишеское занятие. Например, ловля тарантулов на поле возле кладбища.
Как поймать паука — придумывает Чехов. Позже этот способ даже попадет в его рассказ «Иван Матвеевич»: «Их ловить забавно. Нацепишь на нитку кусочек смолы, опустишь смолку в норку и начнешь смолкой бить тарантула по спине, а он, проклятый, рассердится, схватит лапками за смолу и увязнет». Детский приятель Антона Саша Долженко рассказывал, что тарантулов опускали в банку с маслом, а потом считали, у кого их больше.Еще одной страстью Антоши и его приятелей была ловля птиц. Птичий гомон стоит на заросшем травой пустыре, который среди мальчишек зовется «имение куриного царя»: там жил старик, разводивший кур.
«Сколько долгих часов я проводил осенью с Антоном Павловичем на большом пустыре за их двором, притаившись и поджидая момента, когда стая щеглов или чижей опустится с веселым чириканьем на пучки конопли и репейника!» — вспоминал друг детства Андрей Дросси. Для птичек тоже придумана хитрость: загородка из рогожи, волосяной силок на камыше и приманка. А завлекали на пение тех, кого уже поймали. Антон и здесь отличался особой ловкостью. Ловили много. Щеглы не чайки… А вот для взрослого Чехова образ птицы — непойманной, но убитой — станет символом прерванного полета. «Я — чайка…», — с отчаянием будет твердить героиня его самой известной пьесы.
Дачи у Чеховых нет, и летом все томятся в жарком Таганроге. Первая большая поездка за город — к дедушке, управляющему графским имением Платовых. Сильные детские впечатления Антона от этого путешествия станут позже канвой повести «Степь. История одной поездки». Дорога в самом деле шла через унылую бесконечную степь, и Антоша с братом на себе испытали и нападение «громадных степных овчарок» (в реальности напали они оттого, что старший брат Саша раздразнил их лаем), и одуряющее знойное безвременье, когда «казалось, что с утра прошло уже сто лет», и пугающий обложной ливень с молниями — «чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем».Писатель Иван Леонтьев рассказывал, что как-то пожурил Чехова за безграмотность фразы в «Степи», о которую он споткнулся: «До своей смерти она была жива и носила с базара мягкие бублики, посыпанные маком». Чехов якобы воскликнул: «Быть не может!», а найдя это место, рассмеялся: «Нехай!» Но, по правде говоря, эта фраза как нельзя более точно передает абсолютно детское ощущение между «был» и «не стало». Повзрослев, Чехов сохранил в себе того удивленного мальчика из Таганрога.
Храбрый портной
Происхождения, как известно, Чехов был простого: его дед — крепостной крестьянин, который сумел выкупить себя и свою семью. Отец, мелкий лавочник, едва сводил концы с концами и с завистью поглядывал на миллионеров — греков-коммерсантов, по словам старшего брата Чехова, Александра, «изображавших аристократию Таганрога» и «сумевших забрать в свои руки всю торговлю юга России». Зачастую при помощи темных сделок. При этом по-русски греки говорили с трудом, а главный богач Вальяно и вовсе не знал грамоты.Но помните грека Дымбу из чеховской комедии «Свадьба»? «А тигры в Греции есть?» — «Есть, в Греции все есть». Примерно так расписывают значимость своей культуры отцу Чехова маклеры — любители часами сидеть за чаем в их лавке: она была и бакалеей, и неким «клубом». Пылая желанием пристроить подрастающих сыновей к богатым конторам, «вывести в люди», Павел Егорович решает отдать Колю и Антона в греческую школу. (Всего же в семье пять сыновей и дочь.)Это было жестокое и бессмысленное заведение: в большой комнате сидят сразу пять классов, учитель всего один, преподавание нулевое: на тебе книжку, учись. До трех часов дня запрещалось есть (всем, кроме учителя), а дисциплина держалась на оплеухах, битье линейкой и чуть ли не инквизиционных приемах: среди пыток было оплевывание наказанного — всем классом, по очереди. О греческой школе Антониос Тсехоф (так он записан в классном журнале) вспоминал с содроганием, признаваясь: «Много испортила она моих детских радостей».
За целый год братья с трудом одолевают только греческий алфавит, особенно не дается Антоше буква «ф»: «Полози языка на зуба и скази: фита», — наставляет его грек, но увы... И не случайно один из самых малоприятных чеховских героев — учитель Беликов — преподает греческий: «О, как звучен, как прекрасен греческий язык! — говорил он со сладким выражением; и, как бы в доказательство своих слов, прищурив глаз и подняв палец, произносил: — Антропос!»
После греческой трагедии длиною в год 8-летний Антон вместе с братьями поступает в Таганрогскую классическую мужскую гимназию (с 1935 года она носит имя Чехова). Поступает против воли дедушки, тот категорически выступал за то, чтобы шалопаев отдали в подмастерья к портному или сапожнику: «Там, по крайней мере, из них люди вышли бы, а в гимназии они, не дай Бог, еще умнее отца с матерью станут».К слову сказать, портняжному делу Чехов все же обучался и лет в четырнадцать скроил серые гимназические штаны для брата Николая. Как писал Михаил Чехов, «Антон принялся за шитье смело, с ученым видом знатока. Тогда была мода на узкие брюки, и пока Антон кроил, Николай, любивший щегольнуть, все время стоял тут же и приставал к нему: «Поуже, Антон. Теперь носят узкие брюки. Да крои же поуже!» И Антон так накроил, что когда брюки были готовы и Николай стал их надевать, то сквозь них не пролезали его ноги. Тем не менее он все-таки натянул их на себя, точно трико, надел штиблеты и отправился гулять. «Братцы! Глянь! Тю! — стали указывать на него пальцами уличные мальчишки. — Сапоги — корабли, а штаны — макароны!»
Лавочник-каторжник
Таганрогская гимназия была одним из главных учебных заведений на юге России, там Чехов сносно выучил и греческий, и латынь, а кроме того, французский, итальянский и немецкий языки. Но талантливых педагогов в ней немного. «Как будто всех этих учителей чеканили дюжинами из тусклого олова по одной и той же казенной форме», — рассказывал Владимир Богораз, гимназист годом младше Чехова.Преподавателя арифметики и географии с длинными повисшими усами прозвали Китайский император. Длинного, как жердь, учителя алгебры и физики — Дылда и Долдон: «Дылда, если объясняет, Долдон, если спрашивает».
У Чехова тоже были прозвища: Чехонь — так дразнились гимназисты-параллельники, и Чехонте — это прозвище досталось от учителя, преподававшего Закон Божий. «Всем нам отец Покровский дал особые прозвища, которыми мы и именовались на его уроках, — вспоминал однокашник Чехова Михаил Кукушкин. — Он так и вызывал, растягивая баском по слогам: «Че-хон-те!»Однажды Антон слышит, как Покровский в разговоре с его матерью со вздохом изрекает: «Из ваших детей, Евгения Яковлевна, не выйдет ровно ничего. Разве только из одного старшего, Александра». Предсказание, как мы знаем, не сбылось. А Чехов, став писателем, по просьбе старика Покровского прислал ему «Пестрые рассказы», опубликованные под тем самым псевдонимом — Антоша Чехонте.
Чехов-гимназист — не отличник и не пай-мальчик, он часто хватает тройки, даже за сочинения. Дважды Антона оставляют на второй год, в 3-м и 5-м классах. Это, впрочем, не удивительно, поскольку учеба тесным образом совмещалась уже с работой.
«Первую половину дня мы, братья, проводили в гимназии, — вспоминал Александр Чехов, — а вторую, до поздней ночи, обязаны были торговать в лавке по очереди, а иногда и оба вместе. В лавке же мы должны были готовить и уроки, что было очень неудобно, а зимою, кроме того, было и холодно: руки и ноги коченели, и никакая латынь не лезла в голову».
Холодно было оттого, что лавка не отапливалась: во-первых, чтобы не портились продукты, а во-вторых, из экономии. Уроки братья готовят, постоянно отвлекаясь на входящих: «Что вам угодно?» Угодно масла или леденцов, или чаю, или кусок сахарной головы. Все это продается и развешивается братьями. Есть еще мальчики-лавочники, но их оставить одних нельзя: как бы не украли чего. «Если говорить по совести, то первыми воришками были мы с Антошей, — признавался Александр. — Когда отец уходил из лавки, трудно было удержаться в нашем возрасте от таких соблазнительных вещей, как мятные пряники или ароматное монпасье: и мы этим отчасти утешали себя за тяжелый плен в лавке».Особенно трудно на каникулах. После экзаменов так хочется вольной жизни: бегать на море, удить рыбу, — но строгий отец считает, что «от беганья страдает только обувь». «Для нас наступала каторга, — вспоминал брат писателя. — Мы должны были торчать безвыходно в лавке с пяти часов утра и до полуночи. В этих случаях нередко заступалась за нас наша добрая мать. Она не раз приходила часов в 11 вечера в лавку и напоминала отцу: «Павел Егорович, отпусти Сашу и Антошу спать. Все равно ведь уже торговли нет».
Надо ли говорить, как ненавидели «Чай и другие колониальные товары» младшие Чеховы. «Мы чувствовали себя маленькими каторжниками», — признавался и сам Антон Павлович. И часто повторял: «В детстве у меня не было детства».
О да, о мучениях работающих детей Чехов пишет так, что становится физически больно: «Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо ее высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как булавочная головка» (рассказ «Спать хочется).
«Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу» («Ванька»).
Немирович-Данченко, основатель МХТ, ставивший пьесы Чехова, навсегда запомнил, как Антон Павлович однажды сказал: «Знаешь, я никогда не мог простить отцу, что он меня в детстве сек».
Аэронавт, рыбак, «старуха»
Но иногда младшие Чеховы умудрялись урвать минутки свободы и тогда, например, запускали воздушные шары из папиросной бумаги, это тоже Антошин зачин. Мальчики клеят их вместе, а чтобы такой «китайский фонарик» взлетел, тихонько в 5 утра резиновым шлангом сливают светильный газ из фонаря возле чеховской лавки. «Шары удачно наполнялись и подымались ввысь при общем нашем ликовании», — рассказывал Долженко. Увы, пропажа газа обнаружилась. Опыты с аэронавтикой кончились поркой…А вот рыбалка осталась чеховским спортом на всю жизнь. Мальчишками они рыбачат на Таганрогском заливе. Антон и тут изобрел нечто новое — удивительный поплавок из коры. Поплавок изображал человечка: если он в воде по пояс, значит, попалась мелочь — бычок, а если, поднимая руки, уходит под воду с головой — это крупная рыба.
«Ты за зебры хватай, за зебры! — Не видать жабров-то... Постой, ухватил за что-то... За губу ухватил... Кусается, шут!» («Налим»). Сцены рыбалки у Чехова встречаются постоянно. Когда он купит Мелихово, свое скромное имение под Москвой, то любимым его местом станет маленький пруд. «Я мечтаю за усадьбою большой пруд со временем выкопать, там у меня будут караси!» — говорил Антон старшему брату, поймав карасика величиной с медный пятак.Но и бумажные шары, и рыбалка меркли в детстве перед театром. За него можно было и в карцер. Только бы попасть в этот восхитительный мир, бесконечно далекий от скучной торговли, грязных улиц, школьной зубрежки. Впервые Чехов оказывается в театре лет в тринадцать. Дают оперетту Оффенбаха «Прекрасная Елена», хит тех времен, с врезающимися в память мелодиями (в рассказе «Ворона» возникнет «старик Вронди, похожий на Оффенбаха»), и с тех пор Чехов театром одержим. И театр, и актеры встречаются в чеховской прозе не реже рыбалки.
Таганрогский театр красив, в красном бархате, эдакая копия миланской Ла Скала. Но пускают туда, только если у гимназиста нет ни единого проступка за неделю, с письменного разрешения. Инспектора, сами ходившие в театр, частенько выискивают глазами тех, кто проник нелегально. Гимназисты хитрят как могут: вместо формы надевают пиджаки, клеят усы и бороды, прячутся на «галерее». Там, на галерке таганрогского театра, и сейчас есть «стул Чехова» с бронзовой дощечкой. Но на самом деле места приходилось выбивать.
«Гремел звонок, дверь распахивалась, и мы с Антоном неслись со всех ног, чтобы захватить места в первом ряду, — вспоминал брат Иван. — Остальная публика наваливалась на нас и самым жестоким образом прижимала к барьеру… Горел только один газовый рожок. И, помню, нестерпимо пахло газом. Задним рядам было трудно стоять без опоры, и они устраивались локтями на наших спинах и плечах. Бывало так тесно, что весь вечер не удавалось снять шуб. Но несмотря на все эти неудобства, в антрактах мы не покидали своих мест, зная, что их тотчас же займут другие».Дома оперетты разыгрывались в лицах. Коля Чехов, обладавший точным слухом, подбирал на пианино партии, Антон играл все роли сразу. Он вообще был прекрасный имитатор: изображая дребезжащий тенорок инспектора или густой бас учителя, доводил друзей до колик в животе. С семейством Дросси придумали, конечно, делать свой театр, домашний. Антон дебютировал там… в женской роли. Играл старуху-старостиху в пьесе «Ямщики, или Шалость гусарского офицера». Роль выбрал сам. Старуха 14-летнему Антону удалась на славу. «Нельзя себе представить того гомерического хохота, который раздавался в публике при каждом появлении старостихи, играл он мастерски», — вспоминал Андрей Дросси. Его сестра Мария запомнила Чехова иначе: «Никогда не видала его очень веселым. В домашних спектаклях предпочитал роли неудачников и меланхоликов. В «Лесе» (пьеса Островского. — Авт.) он играл Несчастливцева».
Сценой театра служит гостиная. За минимальную плату публике выдаются билеты: белые — в партер, серые — на галерку (в переднюю). Всю прислугу обязательно зовут на спектакль, на этом настаивал Антон. Мария Дросси: «Приходили бывшие дворовые люди моей матери — любимая горничная, повар Степан, который, подобно Фирсу, называл старую барыню «барышней», кучера, мальчики на побегушках… В нашем околотке спектакли эти пользовались громадным успехом и всегда делали полные сборы».
Библиотечный попечитель
Чехову всего 16 лет, когда его семья вдруг спешно уезжает из Таганрога в Москву, они бегут от кредиторов. Отец разорен, как разорены были многие мелкие частники в период коммерческого подъема Ростова, задвинувшего Таганрог. А самый большой долг повис, увы, после долгожданного строительства своего дома (все прочие жилища Чеховы снимали).Антон остается в городе один: ему нужно кончить гимназию. Дом за копейки выкупает знакомый семьи. Антону он оставляет комнату, чтобы тот давал уроки его племяннику. Три года, до 1879-го, юный Чехов как-то обходится сам: учится и учит, пробирается по знакомству в театр, выпускает свой рукописный сатирический журнал — «Заика» да еще и посылает иногда деньги родителям, которые очень бедствуют.
В один из одиноких праздников, в 1877-м, он пишет двоюродному брату Мише (датировано — «ровно в 12»): «Пью за твое здоровье вместо шампанского кружку холодной воды и бормочу этот тост и пишу это глупейшее письмо. Поздравь, если веришь в Новый год и в его особенности».Получив аттестат зрелости, в 1879 году Чехов тоже уезжает в Москву, где сам готовится и сдает экзамены на медицинский факультет. И не завалив ни одной сессии, уже с первого курса начинает публиковать в журналах рассказы. «Высь поднебесная, даль непроглядная, необъятная… непонятная, одним словом: природа!!! Белокурые друзья и рыжие враги. Богатый дядя, либерал или консерватор, смотря по обстоятельствам. Не так полезны для героя его наставления, как смерть. Тетка в Тамбове. Доктор с озабоченным лицом» — эта первая напечатанная юмореска, за подписью «Антоша», называется «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.». Начинается бурная столичная жизнь с бутылочкой пунша за сдачу сессии, с первыми гонорарами и первой уверенностью в себе.
Летом 1881 года 21-летний Чехов ненадолго приезжает в Таганрог. Повод — свадьба дальнего родственника. «За столом, на самом видном месте, сидел жених Любимский во фраке и белых перчатках. По его вспотевшему лицу плавала улыбка. Очевидно, его услаждали не столько предлежащие яства, сколько предвкушение предстоящих брачных наслаждений. Около него сидела невеста с заплаканными глазами и с выражением крайней невинности на лице». Эту нелепую провинциальную свадьбу Чехов спустя два года карикатурно опишет в блестящем рассказе «Свадьба с генералом» (позже появится и пьеса). Родственники страшно обидятся. Но упустить такую массу впечатлений начинающий писатель не мог. В мемуарах Селивановой-Краузе, таганрогской подруги младших Чеховых, описан забавный момент того визита: «Был у меня Антон. Как всегда, шутил, рассказывал смешные истории. И знаешь, что устроил? Выхватил у меня носовой платочек, нарисовал чернилами рожки и расписался. Я стала отнимать, а он смеется и говорит: «Не волнуйтесь, Саша. Подальше спрячьте. Может, в музей попадет».
Во второй приезд в Таганрог Чехову уже 27 лет. Он совершенно зрелый, сложившийся человек: после университета работал уездным врачом, затем завотделением больницы в Звенигороде, в то же время умудрялся путешествовать и «писать по рассказу в день». Рассказов выпущено уже 450 (!), включая «Ваньку», «Лошадиную фамилию», «Толстого и тонкого». Вышло пять повестей («Драма на охоте», известная всем по фильму «Мой ласковый и нежный зверь» и другие), пьеса «Лебединая песня». Но гонорары небольшие, а расходы огромные: Чехов, по сути, содержал всю семью.Он уже дает советы старшему брату: «В пьесе старайся быть оригинальным и по возможности умным, но не бойся показаться глупым; нужно вольнодумство, а только тот вольнодумец, кто не боится писать глупостей. Не зализывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок. Краткость — сестра таланта. Памятуй, кстати, что любовные объяснения, измены жен и мужей, вдовьи, сиротские и всякие другие слезы давно уже описаны. Сюжет должен быть нов, а фабула может отсутствовать. А главное — папаше и мамаше кушать нада (так у Чехова. — Авт.). Пиши. Мухи воздух очищают, а пьесы очищают нравы».
Теперь Таганрог он увидел еще более отстраненно. Из письма родителям: «Пробираясь через Новый базар, я мог убедиться, как грязен, пуст, ленив, безграмотен и скучен Таганрог. Нет ни одной грамотной вывески, и есть даже «Трактир Расия»; улицы пустынны; рожи драгилей (ломовых извозчиков. — Авт.) довольны; франты в длинных пальто и картузах, кавалеры, баришни (так у Чехова. — Авт.), облупившаяся штукатурка, всеобщая лень, уменье довольствоваться грошами и неопределенным будущим — все это тут воочию так противно, что мне Москва со своею грязью и сыпным тифом кажется симпатичной». Пишет сестре: «Мне живется так себе. Было бы скучно, если бы все окружающее не было так смешно».
Тут надо оговориться, что смешна и противна Чехову прежде всего обывательская пошлость, «жизнь провинциальных хомячков». Словами своего героя в повести «Моя жизнь» он признавался: «Я любил свой родной город. Он казался мне таким красивым и теплым! Я любил эту зелень, тихие солнечные утра, звон наших колоколов; но люди, с которыми я жил в этом городе, были мне скучны, чужды и порой даже гадки. Я не любил и не понимал их».
Лекарством от духовной людской пустоты виделась Чехову городская библиотека; она, кстати, была платной, и в архивах есть запись, что в 1878 году гимназист Антон Чехов купил абонемент (один из 146 человек на весь город). Вряд ли полуголодный вихрастый юноша, отрывающий от своих скудных средств 2 рубля, чтобы брать книги на дом, мог представить, что через 12 лет его собственные произведения попадут в этот библиотечный фонд.
Сделать такое одолжение и прислать свои сочинения попросят из таганрогской библиотеки, когда Чехову уже 30 лет, он состоявшийся видный писатель. Антон Павлович дарит книги, оставив в них свою размашистую подпись, потому что, как пишет в письме, «с автографом книга, особливо в провинции, ценится в 100 раз дороже». По той же причине жертвует городу пьесу Толстого «Власть тьмы» с подписью автора, которой очень дорожил. И с тех пор пополняет фонд постоянно, списываясь с членом городской управы, своим соучеником Павлом Иордановым. «Посылаю для городской библиотеки два ящика с книгами», «словарь Березина (библиографическая редкость) я уже приобрел для библиотеки и скоро пришлю», «по пути на один день остановлюсь в Таганроге, чтобы осмотреть свою библиотеку».
В 1894-м и 1896-м его приезды — визиты светила. «Тогда Антон Павлович уже был знаменитостью. Имя его гремело. Каждый новый рассказ вызывал бурю восторгов в журналах и газетах. Было жутко переступать порог номера, в котором остановился даровитый беллетрист, лучше которого, кроме Толстого, не было в современной литературе», — вспоминал местный журналист Борис Тараховский.И хотя средств у «даровитого беллетриста» по-прежнему немного, за 14 лет он отправляет в библиотеку более тысячи томов русских авторов, четверть из них — с автографами. Он собирает их уже целенаправленно, великих друзей было немало. Для создания иностранного отдела отправляет из Парижа более 300 книг: «Денег у меня нет, но соблазн велик: я не удержался и послал в Таганрогскую городскую библиотеку всех французских классических писателей. Это стоило не дешево». Антон Павлович волнуется о том, что читальня мала, мечтает о новом здании и все время подталкивает Иорданова к действиям. Но при этом просит: «Только, пожалуйста, никому не говорите о моем участии в делах библиотеки».
С той же скромностью интеллигента вычеркивал он свое участие в другом грандиозном для Таганрога деле: увековечивании памяти основателя города — Петра I. «Надо, чтобы потомство видело, что город обязан прекрасной статуей не мне, а вам. В газете я читал, что будто я выхлопотал. Но ведь хлопотали вы, а не я», — пишет Чехов Иорданову.
А дело вот в чем. Павел Иорданов в 1897 году попросил Антона Павловича, в то время лечившегося в Ницце, съездить в Париж — встретиться с Марком Антокольским. Антокольский — талантливейший скульптор, самородок, обескураживший своим искусством петербургскую Академию художеств, — изваял примечательную фигуру императора для Политехнической выставки в Москве. В 1884-м Петр, отлитый в бронзе, занял свое место в Петергофе. В Таганроге тоже загорелись идеей памятника отцу-основателю и начали собирать на него деньги.
Чехов рассылает подписные листы, вкладывается сам и берет на себя переговоры. «Пожалуйста, делайте из меня и со мной все, что только для Таганрога из меня можно сделать, отдаю себя в полное ваше распоряжение», — уверяет Иорданова.Великий император, великий писатель, великий скульптор. Такой расклад не мог сложиться неудачно. Конечно же, Антокольский не только дал свое согласие на участие, но и вовсе отказался от денег, лично позаботившись об отливке скульптуры в бронзе — во французской фирме Gruet. Причем сделал таганрогского Петра выше петергофского — 3,4 метра: для большей солидности и чтобы не повторяться.
Летом 1901-го бронзовый Петр едет по железной дороге в Марсель, а оттуда двумя пароходами — в Феодосию и, наконец, в Таганрог. Чехов волновался о высокой таможенной пошлине, но сумел договориться и здесь: министр финансов Сергей Витте разрешил бесплатный ввоз.
Конечно, если бы не Чехов, его авторитет и харизма, вряд ли бы все сложилось так, как сложилось. В письмах Иорданову он в течении 6 лет спрашивает о том, как дело продвигается, обсуждает место установки. Но, к сожалению, на долгожданное открытие в 1903 году приехать писатель не может. Чехов-врач слишком поздно поставил себе диагноз: туберкулез. Не помогла ни Ницца, ни Баденвейлер. В июне 1904-го Чехова не стало. Ему было всего-навсего 44 года.
Он ушел так же скромно, никого не обременяя. По воспоминаниям жены, актрисы Ольги Книппер, сел в постели, попросил шампанского, которое пил очень редко, и осознанно произнес: «Ich sterbe. Я умираю». Выпил бокал до дна и улыбнулся своей мягкой близорукой улыбкой: «Давно я не пил шампанского». Лег. И заснул…Известный русский чеховед Леонид Громов утверждает: «То, что сделано для культурного роста Таганрога в дореволюционные годы, является заслугой, главным образом, Чехова». Это так. Он помог городу даже после своей смерти. В 1911 году в Таганроге все же построили новую библиотеку: проектировал это неоклассическое здание архитектор Федор Шехтель, друг и ровесник Чехова, автор еще одной «жемчужины города» — модернистского дома Шаронова. В память о друге Шехтель не взял с Таганрога за проект ни копейки.
Среди замечательных ироничных писем Чехова есть, кстати, письмо к Шехтелю, где писатель страстно рвется в Таганрог: «Будь хоть землетрясение, а я уеду, ибо долее мои нервы не выдержат… Поеду с рублем, но все-таки поеду. В Питере погода великолепная, но безденежье и отсутствие весеннего пальто, взятого у меня на бессрочный прокат одним нашим общим знакомым, портят всю иллюзию. Всюду меня встречают с почетом, но никто не догадается дать рублей 1000-2000. Весь Ваш, с сапогами, с калошами, с зубами, с жилеткой и проч. А. Чехов».Партнер проекта «Гражданин Таганрога» — банк «Центр-инвест». Один из лидеров отрасли на Юге России, «Центр-инвест» с 1992 года развивает экономику региона, поддерживает малый бизнес и реализует социально-образовательные программы. В 2014 году при поддержке банка создан первый в России Центр финансовой грамотности. Сейчас их пять: в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Таганроге, Волгодонске и Волгограде. Уже более 1 млн человек получили бесплатные финансовые консультации. В их числе школьники, студенты, предприниматели, пенсионеры.
В 2021-2022 годах «Нация» и «Центр-инвест» создали проект «Гражданин Ростова-на-Дону».