«Вдруг он выпрыгнул в окно, а граф Суворов вслед за ним». Баталии и великие стройки Франца де Воллана
Люди

«Вдруг он выпрыгнул в окно, а граф Суворов вслед за ним». Баталии и великие стройки Франца де Воллана

Проект «Гражданин Новочеркасска».

В мае 2025 года Новочеркасску исполнится 220 лет. Вместе с банком «Центр-инвест» мы делаем подарок городу-имениннику: рассказываем истории 20 его уроженцев и жителей, которые прославили столицу донского казачества. Этот проект станет финалом трилогии, в которую также вошли «Гражданин Ростова-на-Дону» и «Гражданин Таганрога». Сегодняшний герой — градостроитель, первый архитектор Новочеркасска Франц де Воллан.
Франц де Воллан. Рисунок неизвестного художника. Около 1805 года.
Франц де Воллан. Рисунок неизвестного художника. Около 1805 года.

Инженер благородных кровей

Де Воллан был человеком дела и человеком скромным. Поэтому в мемуарах «Очерк моей службы в России» он много пишет о работе и почти ничего о себе.
Вот что известно доподлинно: голландец по крови, потомственный дворянин, родился 20 сентября 1752 года в бельгийском городе Антверпене, тогдашней провинции нидерландского государства. Родным языком для мальчика был французский, который и сегодня один из трех официальных в Бельгии. Впрочем, так же хорошо Франц владел и двумя другими: голландским и немецким, а позже освоил еще латынь и русский. Отца, бравого подполковника голландской армии, де Воллан почти не знал, с 9 лет жил у бабушки с дедушкой в Германии. Про маму тоже не оставил никаких воспоминаний.

Юный дворянин получил прекрасное домашнее образование, а когда пришло время выбирать профессию, решил стать военным инженером — фортификатором, как говорили тогда. И это неудивительно, ведь голландцы — как мастера в сфере строительства укреплений и портов — давно снискали славу по всей Европе.
При этом Франц интересовался «застывшей музыкой» в самом широком смысле: его любимым чтением всегда были «Десять книг об архитектуре» древнего римлянина Витрувия (того, что вывел три закона строительного искусства: «прочность, польза, красота», и чья теория пропорций подтолкнула Леонардо да Винчи к созданию рисунка «Витрувианский человек»). Всю свою карьеру де Воллан опирался на принципы древнеримских градостроительства и гидротехники.
Знаменитый «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи. 1492 год.
Знаменитый «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи. 1492 год.
Азы профессии осваивал на другом конце света — в Голландской Гвиане (Южная Америка). Сегодня это независимое государство Суринам, а тогда была колония, которую Голландия получила от англичан в обмен на Новый Амстердам — теперешний Нью-Йорк.
Де Воллан занимался составлением карт для лучшего использования этой заморской территории. Здесь же впервые на его долю выпала война — очередная англо-голландская. Герой наш проявил инженерную смекалку: чтобы не подпустить английские корабли к колонии, расставил в устье реки хитроумные плавучие заграждения. А вскоре ему пришлось не только строить заграждения, но и самому участвовать в боях: оказалось, что де Воллан талантлив еще и как артиллерист.

По окончании войны, уже опытным фортификатором, вернулся на родину, где ему поручили составить географический атлас востока страны. Но через недолгое время в Голландии началась революция: оранжисты сцепились с патриотами. Де Воллан якобы воевал на стороне последних; затем был ими арестован, так как подозревался в шпионаже в пользу оранжистов. Так или иначе, военному инженеру пришлось уйти в отставку. Было ему тогда 35 лет: «возраст увядания» в представлениях той эпохи. Однако же чувствовал Франц себя еще полным сил, и раз оказался не нужен родине, решил послужить другой короне.
Выбор был очевиден. Голландские специалисты, пожалуй, нигде так не ценились, как в дружественной России: еще до Петра Первого они активно участвовали в нашем судостроении, архитектурных проектах и военных компаниях, обучении дворянских детей.
С личного одобрения Екатерины Великой в октябре 1787 года де Воллана повысили до инженер-майора и отправили на Балтийский флот к адмиралу Грейгу. В России он стал Францем Павловичем, а частицу «де», говорящую о дворянском происхождении, уже часто писали слитно с фамилией — Деволан.
Самуил Грейг — российский адмирал шотландского происхождения. Портрет художника Дж. Уокера. 1788 год.
Самуил Грейг — российский адмирал шотландского происхождения. Портрет художника Дж. Уокера. 1788 год.
На штурм Измаила с «интересным ребенком»
И снова Франц попадает на войну, на этот раз русско-шведскую. Участвует в морском сражении у острова Гогланд; но все-таки больше занимается различными работами в портах как инженер.
Весть о светлой голове голландца дошла до князя Григория Потемкина, он в то время командовал войсками на юге России. Князь решил заполучить такого ценного специалиста. И заполучил (даром, что ли, был фаворитом императрицы?).

Там, на юге империи, русские несколько лет назад отвоевали у турок земли Крымского ханства; под руководством Потемкина пыльные татарские местечки с узкими кривыми улочками начали перестраивать в города с европейской планировкой.
Как раз перед прибытием де Воллана светлейший князь начал возведение города, который назвал Николаевым, в честь святого Николая.
Вместе с военным инженером Иваном Князевым и архитектором Иваном Старовым Франц Павлович взялся за проектирование застройки. Одновременно разрабатывал систему обороны северного побережья Черного моря и Крыма.

В 1792 году Николаев посетил губернатор Екатеринославской губернии Василий Каховский и оставил такой отзыв: «Строений начато и кончено много. Вода в колодцах хороша, а в фонтанах — отменна хороша. Деревьев посажено много. Я пришел в изумление, увидя столько много строений на том месте, где два года тому назад видел я только два шалаша, из камыша сделанных».

Завершив проектирование Николаева, де Воллан с головой уходит обратно в военную работу: участвует в организации осады почти всех турецких крепостей, в том числе Измаила — самой большой и мощной фортеции на Дунае.
Рядом с Измаилом в кратчайшие сроки сделали подобие крепости: глубокий ров с насыпью и деревянные стены. Войска под предводительством графа Александра Суворова тренировались забрасывать ров связками хвороста, быстро ставить лестницы, взбираться на стены и колоть-рубить чучела неприятелей.

Де Воллан тоже рвался в бой. И хотя потеря такого специалиста для армии была бы невосполнимой, он все же добился своего. Голландца включили в штурмовой отряд 19-летнего Валериана Зубова; этот «интересный ребенок», как отрекомендовала его Потемкину императрица, оказался отчаянным храбрецом. Под шквалистым огнем молодой командир повел отряд в штыки и на своем участке сокрушил противника, и ворвался в турецкую крепость.
Фото: pastvu.com
«Взятие крепости Измаил 11 декабря 1790 года». Эту картину художник Михаил Иванов, можно сказать, писал с натуры. Прикомандированный к Григорию Потемкину, живописец должен был изображать по указанию князя «все местности и события, чем либо замечательные».
Фото: pastvu.com
В том бою, к несчастью, уцелели немногие штурмовики, но Франца Бог хранил. Голландца наградили орденом Святого Георгия 4-й степени: «за отличную храбрость, оказанную при штурме крепости Измаила, с истреблением бывшей там армии». Это была его первая русская награда — и далеко не последняя.

Не сошлись характерами

С Турцией был заключен мир, граница между двумя империями отодвинулась до Днестра. Отвоеванные земли надо было осваивать, и де Воллану сразу же поручили составить топографические планы и заняться проектированием новых городов.
Решено было возводить на Днестре оборонительную крепость, получившую название Срединная. А уже при крепости предполагалось строительство городка Ренисполь, который потом переименовали в Тирасполь (Тирас — античное название Днестра).

Инженер вдоль и поперек изучил местность, водные пути, дороги, соседние селения. При создании проекта де Воллану приходилось спорить с Суворовым, которому поручили надзирать за строительством. Голландец предлагал разместить Срединную в долине на берегу Днестра, полководец же настоял на возвышенности.
В дальнейшем их непростые характеры сталкивались часто. Де Воллан горячо отстаивал свое мнение, он был не из тех, кто безропотно выполняет распоряжения начальства. И Суворов был таким же. Недаром знаменитую фразу «Служить бы рад, прислуживаться тошно» из грибоедовской пьесы приписывают именно ему: по легенде, Александр Васильевич отважился бросить ее в лицо императору Павлу I.

В сердцах Суворов называл де Воллана «строптивым голландцем», а в одном из писем охарактеризовал его так: «Скушен и грозен, избалован и три раза апшит брал (апшит — письменное свидетельство об увольнении. — Авт.)».
Одна их ссора закончилась тем, что голландец сгоряча выпрыгнул в окно, а разъяренный Суворов неожиданно для всех (для себя, думается, в первую очередь) выскочил вслед за ним… Но со временем, говорят, инженер и полководец притерлись и даже нашли общий язык.
«Портрет фельдмаршала графа А. В. Суворова». Худ. Й. Крейцингер. 1799 год.
«Портрет фельдмаршала графа А. В. Суворова». Худ. Й. Крейцингер. 1799 год.
Несмотря на все сложности, Тирасполь был построен. Через несколько лет город стал процветать, здесь велась активная торговля с турками — выделанными мехами, винами, дегтем. Тираспольцы держали много овец и сажали вдоль Днестра виноградники и фруктовые сады.

Чуть позже по проектам де Воллана были построены также Овидиополь (ныне Одесская область), Григориополь (Приднестровье) — пристанище для 600 армянских семей, беженцев из Бессарабии, и несколько других городов.
Екатерина Великая не могла нарадоваться Францем Павловичем: назвала его «первым инженером русской армии» и отметила его заслуги в своем рескрипте от 4 декабря 1795 года. Всемилостивейше императрица пожаловала — уже инженер-полковнику — 10 тысяч рублей единовременно и по 100 рублей на месяц столовых денег.
10 тысяч рублей конца XVIII века в переводе на современные — примерно 5,7 млн руб. А 100 рублей столовых — 57 тысяч.

А следом Францу Павловичу поручили строительство нового города на месте турецкой крепости Хаджибей. Город назовут Одессой.
Проект составлялся на местности зимой 1794 года. Де Воллан наметил основные узлы будущего города, в том числе Приморский бульвар и Екатерининскую площадь. Он заложил «греческую» прямоугольную планировку, которая дает возможность ветрам с моря очищать улицы от пыли и дыма.

2 сентября 1794 года были забиты первые сваи. Официальную дату основания Одессы де Воллан определил, исходя из астрономических расчетов. Именно 2 сентября город становился «небесным полюсом» и солярным (солнечным) центром.

Почему Одесса так названа? По остроумной легенде, будущий градоначальник Дюк Ришилье, опровергая разговоры о том, что место для застройки выбрано неудачно — мало пресной воды, сказал по-французски: Assez D'eau («воды достаточно»). Если записать эту фразу русскими буквами — «асседо», а затем прочесть справа налево, получится «Одесса». Но на самом деле город был назван в честь древнегреческой колонии Одессос, которая, как предполагалось, стояла на этой территории.
Памятник дюку де Ришелье, первому градоначальнику Одессы. Фото начала XX века.
Памятник дюку де Ришелье, первому градоначальнику Одессы. Фото начала XX века.
...Увы, градостроительным планам голландца не суждено было исполниться в полной мере. В ноябре 1796 года скончалась Екатерина Великая, пришедший на трон Павел I стал избавляться от любимчиков матушки. Де Воллану тоже досталось, его отстранили от должности.
Императорский приказ «Одесский порт по неудобности его не будет отделываться» добил Франца Павловича: он демонстративно подает в отставку, в звании генерал-майора. На имущество инженера в Санкт-Петербурге накладывается арест…

Делать голландцу в России, кажется, больше нечего. Он намерен вернуться в Европу. Но для устройства на новую службу нужны рекомендации авторитетных людей. Одну из них дает Александр Суворов (который в то время тоже в опале): «Я был очевидцем той деятельности и неутомимого упорства, которые проявлял Деволан...»
В декабре 1797-го инженер прибыл в Вену. «Я мог упрекнуть себя лишь в том, — скажет он в мемуарах, — что служил России, может быть, со слишком большим усердием и честностью, а это качества, которые порождают подозрительность у врагов и завистников».

Но уже через полтора года его попросили вернуться! Павел I учредил Департамент водяных коммуникаций, которому нужен был толковый руководитель. Де Воллан начинает строительство Мариинского канала — прадедушки канала Волго-Балтийского, а в то время самой большой водной системы в Европе, соединившей Петербург с Волгой. Начало судоходства по Мариинскому каналу прославило инженера на всю Европу.
Авторству Франца Павловича принадлежит также проект первого чугунного моста в Петербурге, переброшенного через реку Мойку (нынешнее название — Зеленый мост). В дальнейшем он стал типовым проектом металлического моста.
Фото: pastvu.com
Полицейский (ныне Зеленый) мост в Санкт-Петербурге. Фото Карла Буллы конца XIX века.
Фото: pastvu.com

Маленький Париж

Когда атаман Платов наконец решился перенести казачью столицу из Старочеркасска в другое место, голландец уже давно не занимался проектированием городов, посвятив себя дорогам и водным каналам. Атаман в письме к Александру I попросил выслать «хорошего военного инженера», а император выслал лучшего — де Воллана.
Возможно, инженер уже был знаком с Платовым, ведь они оба участвовали в штурме Измаила и даже награды получали в один день.

Осенью 1804 года де Воллан прибывает на Нижний Дон. Ему уже за 50. О том, как он жил здесь и как работал над планом Новочеркасска, увы, не осталось никаких документальных свидетельств.
В представлении автора романа-трилогии «Новочеркасск» Геннадия Семенихина, инженер заселился в просторную горницу богатого казачьего куреня и устроил там настоящий творческий бардак. «Богомольный хозяин, иногда, в отсутствие жильца, рисковавший заходить в собственную горницу, только покачивал головой, произнося:
— Ну и срамотища. Ну и богохульник заморский. А еще царский инженер!
В довершение ко всему на плоском блюде, что стояло посреди стола, лежала недокуренная сигара и над горкой пепла еще витал зловонный дымок. Сам де Воллан, в запыленных сапогах и помятой грубошерстной блузе, валялся на голом жестком дубовом диване, положив под голову брезентовый зеленый ягдташ. В таком положении его и застал Матвей Иванович Платов, без стука вошедший в горницу.
— Что? Удивил? — засмеялся Платов. — Рано потревожил? Ничего, кто рано встает, тому бог дает. А вы, гляжу, к тому же, чай, и не спали?
— Дорогой атаман славного Войска Донского, — заговорил инженер высокопарно, — я не только провел несколько дней в Бирючьем Куте, но успел побывать в станицах Усть-Белокалитвенской, Аксайской и на хуторе Арпачине… По вашему высочайшему распоряжению на территории будущего города уже трудятся два казачьих строительных полка и население ближайших станиц. Заложили мы фундаменты для гимназии, лазарета, войсковой канцелярии и временного собора. Из станицы Усть-Белокалитвенской по двум рекам — Донцу и Дону подвозят серый камень, а белый камень и щебень дают нам Аксайские горы».
Фото: pastvu.com
Памятник графу Платову в Новочеркасске. 1912 год.
Фото: pastvu.com
Иной образ дается в повести Анатолия Корольченко «Атаман Платов»: «А вскоре в Черкасск прибыл упомянутый указом чиновник. Это был знаток инженерского дела генерал-лейтенант Деволан. Небольшого роста, с лысиной во всю голову, полный величия. Встретил его Матвей Иванович как доброго гостя. Отвел лучший дом, сам отобрал денщика, повара и прочую прислугу... Почти всю осень Деволан с казачьим инженером Ефимовым и войсковым архитектором Бельтрами трудились над планом будущего города, над чертежами зданий. Деволан, нужно отдать должное, работать умел. Трудился и днем и ночью и заставлял работать помощников».

В Государственном архиве России хранится карта местности с пятью помеченными местами, одно из них урочище Бирючий Кут — нынешнее расположение Новочеркасска. Аксайской станице отказано ввиду близости Ростова и Нахичевани, то есть из-за большой скученности в одном месте населения и городов. (Существует легенда, якобы де Воллана коррумпировали нахичеванские купцы, чтобы тот уговорил Платова не строить столицу рядом с ними)...
Важную роль в выборе сыграл тот факт, что де Воллан любил проектировать на пустом месте, и город задумал на возвышенности, обдуваемой ветрами, что замечательно с санитарной точки зрения: ни сырости, ни гнили.

Инженер предусмотрел широкие проспекты и улицы с бульварами, обширные площади со скверами, парками и рощами — и это несмотря на сложность рельефа, глубокие балки и овраги.
Именно де Воллан прочертил три главных проспекта: Платовский, Баклановский и Ермака, две площади — Соборную и Троицкую, от которых лучами, по пять от каждой, расходятся улицы, проспекты, спуски.
Причем размеры площадей (200-300 метров в диаметре), ширина проспектов (50 метров) и улиц (10 метров) тогда казались излишне большими — в сравнении с другими русскими городами. Но, как оказалось, инженер заглянул далеко в будущее, избавив Новочеркасск от транспортных проблем.

Де Воллан намеренно сосредоточивал в основные звенья и социальную инфраструктуру, и жилые зоны. Они должны были находиться примерно на равных расстояниях друг от друга и составлять очаги административной и духовной жизни, городской культуры. Конечно же, позаботился инженер и об оптимальном размещении жилых кварталов по отношению к солнцу.
Фото: pastvu.com
Вид на левое крыло Александровского сада и Дворцовую улицу. Новочеркасск. 1869 год.
Фото: pastvu.com
Известно такое выражение «Новочеркасск — маленький Париж»: в основе планирования обоих городов лежит лучевая система. Есть даже мнение, будто об этом де Воллана попросил сам Платов. Но в действительности лучевая система была применена почти во всех городах, что построил русский голландец. Да и «вихорь-атаман» в тот момент о Париже еще не имел представления: во французскую столицу он войдет победителем только в 1814-м.

План новой казачьей столицы был утвержден императором 31 декабря 1804 года. Александр I внес единственную правку: вычеркнул каменное здание гостевого дома для высокопоставленных лиц в центре города.

Честный человек на службе

В марте 1812 года государь назначает де Воллана главой управления путями сообщений. Но из-за войны деятельность ведомства была незначительной. Впрочем, и после победы над Наполеоном экономическое положение России оставалось тяжелым.
Де Воллан не покладая рук ищет способы улучшения работы. В декабре 1816 года было принято решение о создании Петербургско-Московского тракта. Личный контроль за строительством этого первого между двумя столица шоссе сильно подорвал здоровье Франца Павловича. (Работы удалось завершить только в 1833 году, уже при Николае I.)

«Я представляю собой зримый пример того, — горестно отмечал инженер, — сколько честный человек зарабатывает на службе в этой стране после стольких лет службы. Я трачу жалованье в долг. Все мои офицеры, служащие на необъятных стройках, которыми я руковожу, также бедны… Когда буду умирать, то не найдут на что меня похоронить, и это после долгих лет, которые я отдал России».
Памятник градостроителю Новочеркасска Францу де Воллану на Платовском проспекте.
Памятник градостроителю Новочеркасска Францу де Воллану на Платовском проспекте.
Умер де Воллан 30 ноября 1818 года. За тридцать с лишним лет он не нажил никакого состояния, даже квартира была съемной. Как и предсказывал, семья хоронила его на деньги, взятые в долг у дорожного ведомства.
После смерти в квартире Франца Павловича было описано свыше 300 единиц различных карт и документов его авторства. Среди них, например, «Механические и астрономические изъяснения», «Общие рассуждения о механике, с проектом учреждения механической академии»…

В Тирасполе его именем назван центральный сквер, в Новочеркасске и Одессе есть его улицы, установлены памятники. Но не будет, думаем, преувеличением, сказать, что и сами эти города, и не только эти, останутся вечными памятниками великому инженеру.

Партнер проекта «Гражданин Новочеркасска» — банк «Центр-инвест». Один из лидеров отрасли на Юге России, «Центр-инвест» с 1992 года развивает экономику региона, поддерживает малый бизнес и реализует социально-образовательные программы. В 2014 году при поддержке банка создан первый в России Центр финансовой грамотности. Сейчас их пять: в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Таганроге, Волгодонске и Волгограде. Уже более 1 млн человек получили бесплатные финансовые консультации. В их числе школьники, студенты, предприниматели, пенсионеры.
В 2021-2023 годах «Нация» и «Центр-инвест» создали проекты «Гражданин Ростова-на-Дону» и «Гражданин Таганрога».
Логотип Журнала Нация

Похожие

Новое

Популярное