Тот, кто избавил Карлсона от дурной репутации. История самого доброго художника на «Союзмультфильме»
Люди

Тот, кто избавил Карлсона от дурной репутации. История самого доброго художника на «Союзмультфильме»

Анатолий Савченко — в проекте «Гражданин Новочеркасска».

В мае 2025 года Новочеркасску исполнится 220 лет. Вместе с банком «Центр-инвест» мы делаем подарок городу-имениннику: рассказываем истории 20 его уроженцев и жителей, которые прославили столицу донского казачества. Этот проект станет финалом трилогии, в которую также вошли «Гражданин Ростова-на-Дону» и «Гражданин Таганрога». 
Герой выпуска — выдающийся художник-мультипликатор Анатолий Савченко, автор «Вовки в Тридевятом царстве», «Малыша и Карлсона», «Возвращения блудного попугая» и других анимационных картин.
Мультипликатор и иллюстратор детских книг Анатолий Савченко.
Мультипликатор и иллюстратор детских книг Анатолий Савченко.
Помните у писателя Гришковца эпизод из советского детства? Ты маленький гуляешь во дворе, и вдруг родители кричат в окно: «Мультфильм!» И ты бежишь со всех ног, а он… кукольный. Поучительный и скучный. «В общем, лажа, — говорит Гришковец. — Но ты сильно не расстроился, досмотрел до конца и побежал опять бегать. Пусть те, кто делал этот мультфильм, тебя тоже не любят... Ты бегаешь во дворе... Нормально». 
Анатолий Михайлович Савченко детей любил очень. И делал для них рисованные шедевры — добрые и веселые мультики, даже когда от него требовали агиток и нравоучений.

«Германские дела и делишки» на экранах и фронтах

1924 год стал выдающимся для мировой анимации: студия Уолта Диснея выпустила свою дебютную работу — «День Алисы на море» по Льюису Кэроллу, режиссер Дзига Вертов снял «Советские игрушки», их принято считать началом советской мультипликации. А в городе Новочеркасске в тот год родился Толя Савченко.

Толин отец, скромный фармацевт, был талантливым художником-самоучкой, но сделать живопись основной профессией не решился. Как это часто бывает, надеялся, что его мечту реализует сын. «Ты будешь или хорошим художником, или хорошим врачом», — говорил Толе папа.
И это не были пустые надежды: рисовать мальчик начал раньше, чем научился говорить. «Как карандаш держать стал, так и начал», — рассказывал о себе Анатолий Михайлович.
Кадр из м/ф «Советские игрушки», реж. Д. Вертов, 1924 год. В мультфильме показан жрущий и морально разлагающийся буржуй, чье брюхо, набитое несметным количеством денег, вспарывает «кентавр» — крестьянин и рабочий. В финале враги советского общества повисают в виде игрушек на новогодней елке.
Кадр из м/ф «Советские игрушки», реж. Д. Вертов, 1924 год. В мультфильме показан жрущий и морально разлагающийся буржуй, чье брюхо, набитое несметным количеством денег, вспарывает «кентавр» — крестьянин и рабочий. В финале враги советского общества повисают в виде игрушек на новогодней елке.
Занимался рисованием в любительском кружке при Доме культуры. Там же немного освоил фортепиано, хотя к музыке особого интереса не проявлял.
Первые мультики Толя увидел в новочеркасском кинотеатре в начале 1930-х годов, их показывали перед началом основного сеанса. «Те еще старые, довоенные. Слабенькие совсем, как я теперь понимаю. Но впечатление произвели!» — вспоминал Савченко.

Вполне возможно, что это были мультфильмы для взрослых, советская анимация начиналась именно с них. Режиссеры высмеивали врагов социалистического строя, обличали недостатки внутри страны. Уже по названиям понятно, о чем они были: «Межпланетная революция», «Китай в огне», «Германские дела и делишки».

К слову, «Китай в огне» 1925 года стал первым полнометражным отечественным мультфильмом, над ним работали, можно сказать, все главные будущие фигуры нашей анимации: Иван Иванов-Вано, Владимир Сутеев, Ольга Ходатаева, сестры Брумберг. У молодых творцов было много идей и энергии, а вот техники и опыта не хватало, поэтому в кадрах этой картины можно заметить даже пальцы мультипликаторов.

...Ни о чем другом после того киносеанса мальчишка думать уже не мог. Его будущий наставник, режиссер Иван Петрович Иванов-Вано говорил: «Для мультипликации нет ничего недоступного. Это искусство не ограниченных техникой возможностей, где фантазия и вымысел становятся действительностью». Толя Савченко в детском возрасте понял свое предназначение: он рожден, чтоб сказку сделать былью — на киноэкране.
Кадр из м/ф «Самоедский мальчик», реж. сестры Брумберг, О. Ходатаева, Н. Ходатаев, 1928 год. По сюжету ненецкий мальчик Чу раскрывает планы жадного шамана, после чего, унесенный на льдине в открытое море и спасенный советскими моряками, попадает в Ленинград. Там он оканчивает рабфак и возвращается в родное стойбище образованным человеком.
Кадр из м/ф «Самоедский мальчик», реж. сестры Брумберг, О. Ходатаева, Н. Ходатаев, 1928 год. По сюжету ненецкий мальчик Чу раскрывает планы жадного шамана, после чего, унесенный на льдине в открытое море и спасенный советскими моряками, попадает в Ленинград. Там он оканчивает рабфак и возвращается в родное стойбище образованным человеком.
После школы решил поступать во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК), но не успел: началась война.
25 июля 1942 года фашисты оккупировали Новочеркасск. Вместе с бойцами отступавшей Красной Армии ушел на фронт и 17-летний Анатолий. Служил в пехоте. Первые месяцы войны вспоминал с болью: «Страшно было. Отступаем, ничего нет, ничего не понятно. Винтовки у мертвых брали, какие-то совсем уже старые ружья в ход шли. Неразбериха полнейшая. Меня на Северном Кавказе ранило осколком в ногу, я до лазарета допрыгал, а мне показывают: «Видишь, какие тяжелые лежат, ждут, пока до них очередь дойдет, врачей нет. Ступай откуда пришел, сам видишь, не до тебя».
Ну я и ушел. Ничего, оклемался. Молодой был, здоровый, повезло, наверное: не загноилось, затянуло, на ногах с войны вернулся».

Правда, вернулся не сразу, а только в 1947 году. На фронте заслужил несколько наград, главная из которых — орден Отечественной войны. В послевоенные годы, пока ждал демобилизации, довелось даже немного порисовать: оформлял клуб воинской части.

Тяжелую память о войне Анатолий Михайлович будет носить в себе всю жизнь. В 1971 году уже признанный мастер советской анимации выльет свою тревогу и боль в несвойственном для него темном и невеселом мультфильме «Скрипка пионера».

Впрочем, в 1947-м до признания и мастерства было еще очень далеко, Анатолию нужно было многому научиться. Поэтому пробыл он в родном Новочеркасске недолго, почти сразу уехал в Москву — поступать во ВГИК на художника-мультипликатора. Маму выбор профессии не впечатлил, но возражать не стала.

«Конкурс был большой, — рассказывал Савченко. — Боялся, помню, страшно, там же были люди после художественных школ, с профильным образованием. А я что, самоучка».
Все вступительные экзамены: рисунок, живопись, композиция, — сдал на «отлично». С собой абитуриент Савченко принес рисунки, которые сохранились еще с занятий в новочеркасском Доме культуры.
На отделение мультипликации в том году приняли всего трех человек.

Встретились три таланта

В столице Толя поселился на Цветном бульваре, там жили две его тетушки. Они взяли на себя бытовые заботы, крыша над головой была: Савченко мог полностью сосредоточиться на учебе, не подрабатывая, как другие приезжие студенты, по вечерам и ночами.

«Учился хорошо, меня в основном хвалили», — без ложной скромности отмечал он. Руководил курсом уже упомянутый легендарный режиссер и художник Иван Иванов-Вано. Он одним из первых пришел работать на созданный в 1936 году «Союзмультфильм». Правда довольно скоро был уволен (за 6-минутное опоздание). Расстроенный ехал в трамвае, где встретил знакомого — профессора из ВГИКа. Рассказал ему, что случилось. Профессор предложил Иванову-Вано создать в институте отделение художников-мультипликаторов. Узнав о планах ВГИКа, «Союзмультфильм» принял Ивана Петровича обратно…
(Почти наверняка вы задались вопросом: откуда и почему «-Вано»? Грузинских корней у режиссера не было, он происходил из подмосковных крестьян. А детское свое прозвище прибавил к фамилии, чтобы не путали с другим мультипликатором Ивановым.)

В 1953 году Иванов-Вано пригласил Савченко, своего лучшего студента, только-только закончившего учебу, на «Союзмультфильм» — делать картину по мотивам басен Михалкова «Лесной концерт». Так начался 37-летний роман Анатолия Михайловича с главной мультипликационной студией страны, отсюда он уйдет только в 66 лет, на пенсию.
Кадр из м/ф «Лесной концерт», реж. И. Иванов-Вано, 1953 год.
Кадр из м/ф «Лесной концерт», реж. И. Иванов-Вано, 1953 год.
«Лесной концерт» по стилистике напоминал диснеевские работы: советская анимация по указке высокого начальства перенимала поначалу и методы работы студии Диснея, и саму манеру рисования. Walt Disney во всем мире был знаком качества и законодателем мод. Это страшно раздражало Иванова-Вано: «Непонятно, зачем то, что рассчитано на психологию и вкусы среднего американца, насильно переносить в нашу мультипликацию».

Тем не менее дебют молодого художника-постановщика всем понравился. Иванов-Вано планировал приглашать его и на другие свои проекты. Однако долгого сотрудничества не получилось. Опытному режиссеру были по нраву большие ленты: его «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Конек-горбунок», «Приключения Буратино», «Левша» длятся около часа и даже больше. Савченко же предпочитал работы более лаконичные. Поэтому с Ивановым-Вано он сделал еще только «Мойдодыра», после чего встретил «своего» режиссера — Бориса Степанцева.

Тот сам начинал как художник-мультипликатор. Его первым режиссерским опытом стал остросоциальный кукольный фильм о вреде пьянства «Злодейка с наклейкой» («Ущерб стране наносит тот, кто на работе водку пьет», — предупреждали зрителя авторы картины).

Затем Степанцев решил делать мультики для детей — в тандеме с режиссером Евгением Райковским. Художником-постановщиком пригласили Савченко. Понимание творческого процесса оказалось настолько схожим, что очень скоро тандем превратился в трио.
Режиссер-мультипликатор Борис Степанцев.
Режиссер-мультипликатор Борис Степанцев.
В 1956 году свет увидел их первый мультфильм «Приключения Мурзилки» — о маленьком специальном корреспонденте, разоблачающем ложь и притворство. Через год последовало продолжение — «Опять двойка», в котором Мурзилка выясняет, за что поставили плохую оценку мальчику Коле с известной картины Федора Решетникова (оказалось, что за «домашку» по географии).

А еще спустя год вышла лента «Петя и Красная Шапочка», где пионер спасал девочку и ее бабушку от грозного волка. Это был первый серьезный успех «великолепного трио»: фильм получил премию Всесоюзного кинофестиваля в Киеве и приз «Лавровый венок» на Международном фестивале анимационных фильмов во французском Анси. Но главные победы были впереди.


Толя-лапочка и Клава

В 1960 году команда Степанцева-Райковского-Савченко берет главную премию на Международном кинофестивале в Карловых Варах — за первый советский широкоэкранный мультфильм «Мурзилка на спутнике». В личной жизни тоже случилось большое событие: Анатолий встретил свою Клавдию.

Про таких, как он и она, говорят: «Два сапога — пара». Оба светлые, добрые, абсолютно неконфликтные.
«У него характер очень мягкий, доброжелательный, — уже в нашем веке поделилась воспоминаниями с журналистом Клавдия Васильевна. — На протяжении 50 лет у нас не было никаких раздоров. Я прожила с ним хорошую жизнь. Если вы спросите, ругались ли мы когда-нибудь, я отвечу, что нет. Не было даже такого, чтобы мы не разговаривали».

Мягкий характер Анатолий унаследовал от мамы. Как рассказывала супруга, свекровь у нее была просто волшебная: «Мама с нами жила 15 лет. И вот за 15 лет мы с ней тоже ни разу не поссорились. Она прожила 102 года и до последних дней интересовалась всем, что в мире делается».

Работники «Союзмультфильма» Анатолия Михайловича обожали. «Он никогда не завидовал другим художникам и всегда искренне радовался успехам других. Эти хорошие качества человека всегда, помимо воли мастера, отражаются и на его рисунках», — отзывался о коллеге мультипликатор Виктор Никитин.
Режиссер Эдуард Назаров дополнил портрет: «При всей своей гениальности Анатолий Михайлович всегда оставался скромнейшим человеком, не влезавшим ни в какие «политические» баталии. Более доброго человека на «Союзмультфильме» нельзя было встретить».
Кадр из м/ф «Петя и Красная Шапочка», реж. Б. Степанцев, Е. Райковский, 1958 год.
Кадр из м/ф «Петя и Красная Шапочка», реж. Б. Степанцев, Е. Райковский, 1958 год.
Девушки-декораторы на студии называли Савченко ласково — Толя-лапочка. А он больше всего на свете ценил две вещи: работу и домашний уют. Однажды жена уговорила поехать на курорт. Анатолий вытерпел пару дней, а потом вернулся домой: «Не могу. Это надо вставать, идти к девяти на завтрак. Дают кашу, а я ее не хочу».
Вскоре позвонила обеспокоенная супруга: «Толенька, как у тебя там с едой?» «У меня все есть, — успокоил ее Анатолий Михайлович. — Я борщ сварил и чахохбили». Помимо художественного у Савченко был и кулинарный талант: он прекрасно готовил, особенно любил грузинскую кухню.

Доверяли друг другу безраздельно. Может быть, поэтому жена оказалась единственным человеком, кому Анатолий признался, что во время войны побывал в плену. (Почти наверняка ему удалось бежать, раз смог сохранить факт пленения в тайне.)
«Он об этом только один раз рассказывал, тяжело было вспоминать, — призналась Клавдия Васильевна уже тоже в нашем веке. — Называл плен адом...»


Ждали оду труду — получили «Вовку в Тридевятом царстве»

На огонек гостеприимного дома Савченко часто заглядывали коллеги. Приходил, конечно, и Борис Степанцев: они не только работали вместе, но и крепко дружили. За чаем или чем покрепче обсуждали постоянные эксперименты Бориса, тому хотелось привнести в анимацию что-нибудь новенькое. Например, в мультфильме «Только не сейчас» он предложил коллегам совместить рисованных персонажей с живым актером. К сожалению, это была последняя работа, выполненная вместе с Евгением Райковским: в 1962-м режиссера не стало. Все дальнейшие эксперименты Борис и Анатолий проводили вдвоем.

В мультфильме «Петух и краски» Савченко впервые использовал такой прием — великолепно проработанный второй план, который играл в ленте свою роль. Фон был выполнен особым образом: контур процарапан на грунтованном ватмане, а затем заполнен красками. Это оживляло картинку, добавляло ей объема; пейзажи и интерьеры будто превращались в самостоятельных персонажей.

Этот же прием Анатолий Михайлович применил и в «Вовке в Тридевятом царстве». Мультик создавался по разнарядке сверху: большие начальники желали увидеть агитку на тему «слава труду». Никто вообще не ждал, что вместо пресного морализаторства получится очень смешной культовый мультфильм.
Кадр из м/ф «Вовка в Тридевятом царстве», реж. Б. Степанцев, 1965 год.
Кадр из м/ф «Вовка в Тридевятом царстве», реж. Б. Степанцев, 1965 год.
 
Многие фразы ушли в народ (и такое еще не раз случится у Степанцева и Савченко): «Хочешь — пирожное, хочешь — мороженое! А он заборы красит», «вы что, и есть за меня будете?», «килька несчастная!» (в адрес Золотой рыбки). Ну и главный мем — «и та-ак сойдет!».
Автором некоторых фраз стала актриса Рина Зеленая, «подарившая» Вовке свой голос. Она любила наблюдать за маленькими детьми, записывала забавные высказывания. Именно из этих наблюдений, например, появилась реплика перевоспитавшегося Вовки, который пообещал сделать старухе такое корыто, что «она весь рот откроет!».

«Фильм «Вовка в Тридевятом царстве» в свое время нанес оглушительный художественный удар по студии, — признавался создатель мультфильма «Жил-был пес» Эдуард Назаров. — Анатолию Савченко начали подражать, как в свое время пол-Европы стали рисовать под Прийта Пярна, а у нас — ставить под Юрия Норштейна. Но безуспешно. Таких, как Савченко, больше не было и нет».

А неугомонный режиссер Степанцев опять придумал новенькое: решил снять философский фильм для взрослых «Окно» о сложностях поиска любви. Главной особенностью ленты стала музыка Сергея Прокофьева. «Оказалось, что она просто сама рисует то, что должно произойти на экране, до мельчайшего жеста определяя игру персонажей, — объяснял Степанцев. — Нужно только как следует вслушаться».
И вновь награда, приз «Серебряный Пеликан» «За лиризм» на Международном фестивале в Мамае (Румыния). «Когда они его на фестивале показывали, в зале кричали: «Кто художник?!» — не скрывала гордости за мужа Клавдия Васильевна.
Главного героя картины «Окно» (1966 год) Анатолий Савченко списал с молодого Юрия Никулина.
Главного героя картины «Окно» (1966 год) Анатолий Савченко списал с молодого Юрия Никулина.
На крыше живет провокатор

А мысль Степанцева летела уже дальше — к широкоэкранной «Песне о Соколе» под музыку Александра Скрябина. Здесь Савченко снова проявил себя большим художником: выполненная им живопись по стеклу (именно в этой технике сделан мультфильм) завораживает зрителя.
И все же Анатолию Михайловичу не особо нравились эти эксперименты. Да, новые способы изображения — интересно, музыка Прокофьева и Скрябина великолепна, но ему хотелось снимать мультики для детей.

«Я очень любил работать именно на веселых фильмах, — признавался Савченко. — И своих персонажей старался делать смешными, теплыми и, самое главное, добрыми. Герои мультфильмов должны быть обязательно добрыми».

Когда они только начинали со Степанцевым, достаточно распространена была техника «эклер»: сначала живых актеров снимали на кинопленку, а потом художники перерисовывали персонажей. Так сделаны знаменитые «Аленький цветочек», «Снежная королева», «Сказка о царе Салтане»…
Кадр из м/ф «Аленький цветочек», реж. Л. Атаманов, 1952 год.
Кадр из м/ф «Аленький цветочек», реж. Л. Атаманов, 1952 год.
«В «Золотой антилопе» Раджу играл Рубен Николаевич Симонов, — рассказывал художник-постановщик Леонид Шварцман. — На него надели тюрбан, халат, и он ходил, согнувшись, руки за спину, как потом его герой в мультфильме. Симонов много привнес в эту роль: характерную походку, жесты, интонации».

Анатолий Савченко создавал своих героев иначе — полностью с нуля. «Художник всегда творит с пустого места, из ничего, работает только его фантазия, — говорил он. — Персонажа ты должен придумать сам, от начала и до конца. Тогда он будет живой».
И еще из секретов мастерства: «Думать. Сидеть и думать. Придумать, как сделать рисунок, чтобы он детям понравился. Не тебе, это очень важно, а детям. А для этого надо видеть то, что в детях есть, а во взрослых, к сожалению, не всегда».

Приступая к истории Малыша и Карлсона, Анатолий Михайлович даже иллюстрации к книге Астрид Линдгрен не смотрел, просто прочел сценарий.
«Его персонажей ни с кем не спутаешь, — отмечал режиссер Эдуард Назаров, — они всегда острые, характерные. И «цветоводом» он был необыкновенным. Помните быстро проскакивающие тона в «Малыше и Карлсоне»? Если их остановить и разглядеть, это ж красота небесная! Господа импрессионисты могли бы потесниться».

Самой Астрид Линдгрен русский Карлсон очень понравился. Отдельно она отметила озвучку: «Только таким голосом он и должен разговаривать».

Но актера озвучания нашли далеко не сразу. Если про Малыша сразу все было понятно (он говорит голосом Клары Румяновой), то на Карлсона кого только ни пробовали! Даже звездного тогда артиста Грибова, первого исполнителя роли Ленина на сцене МХАТа. Все было не то.

Решение появилось неожиданно: в соседнем павильоне на другом фильме работал актер Василий Ливанов. В перерывах он частенько забегал на площадку «Карлсона» попить чаю и поиграть в шахматы. Увидев, что друзья уже совсем отчаялись, Ливанов предложил: «Давайте я попробую». Получилось изумительно!
«Попадешь к вам в дом — научишься есть всякую гадость!» Дилогия о Карлсоне буквально напичканы фразами, которым суждено было стать крылатыми.
«Попадешь к вам в дом — научишься есть всякую гадость!» Дилогия о Карлсоне буквально напичканы фразами, которым суждено было стать крылатыми.
Озвучивая милого прохвоста с пропеллером, Василий Борисович пародировал режиссера Григория Рошаля.
На первый просмотр «Малыша и Карлсона» в Доме кино собралась многочисленная киношная братия, в том числе и Рошаль. Все моментально угадали, кто стал прототипом. А режиссер не мог понять, почему все к нему оборачиваются и хохочут. Ливанов переживал, что тот обидится на беззлобную шутку, но вскоре на один из праздников получил открытку с подписью: «Рошаль, который живет на крыше».

«Экспромты всегда лучше, чем типажи, притянутые за уши», — прокомментировал пародию Анатолий Михайлович. Он и сам не раз отходил от сценария. Во второй части, «Карлсон вернулся», художник с коллегами славно «пошалили».

Кстати, это именно Савченко предложил пригласить свою землячку Раневскую (она родом из Таганрога) на роль фрекен Бок. Идея сначала показалась безумной, но Фаина Георгиевна неожиданно согласилась.
«Борька пробовал многих актрис, намучился страшно, никто не нравился, — вспоминал художник. — А с Раневской сразу все получилось».
И это при том, что, когда актриса впервые увидела нарисованную домомучительницу, она опешила: «Неужели я такая страшная?» «Это не вы, а только образ», — выкручивался Савченко...

Еще не зная, что сотрудничество сложится удачно, режиссер Степанцев запаниковал накануне приезда Раневской. Эту историю Анатолий Михайлович рассказывал со смехом: «Я же, говорит, одно название что режиссер, я же из художников вышел, у нас-то все просто. А тут такая актриса! Надо хоть учебники по режиссуре почитать, чтобы не опозориться… Обложился книгами, всю ночь читал, готовился, как перед экзаменом. Когда приехала Раневская, выдал ей пространный монолог со множеством специальных терминов. В ответ Фаина Георгиевна изрекла: «Знаете что, мне карманный Немирович-Данченко не нужен. Я сама знаю, как работать. Идите вон туда (показала на звукооператорскую рубку) и смотрите на нас из этого аквариума».

Так вот, во второй серии они прямо-таки соревновались в экспромтах. Ливанов, к примеру, придумал «день варенья», а Савченко — сцену с душем. «По сценарию фрекен Бок должна была звонить на телевидение по телефону, но я сказал: она же у нас в ванную убежала? Вот пускай по душу и звонит, она же все равно «ля-ля-ля, сошла с ума».
Кстати, сама реплика «а-ля-ля-ля-ля-ля, а я сошла с ума, какая досада» — импровизация Раневской. Это немного измененная цитата из фильма «Весна», где актриса сыграла колоритную экономку.
Кадр из м/ф «Карлсон вернулся», реж. Б. Степанцев, 1970 год.
Кадр из м/ф «Карлсон вернулся», реж. Б. Степанцев, 1970 год.
Мультики про Карлсона тоже растащили на цитаты: «спокойствие, только спокойствие», «а мы тут плюшками балуемся», «пустяки, дело-то житейское» и, конечно же, «я мужчина хоть куда! В полном расцвете сил».

В СССР книжные тиражи Астрид Линдгрен тут же подскочили до небес, а Карлсон «ушел» в театр и кино. Замечательный актер Спартак Мишулин играл его именно таким, каким придумали мультипликаторы.

А еще режиссеру Степанцеву и художнику Савченко, можно сказать, удалось реабилитировать Карлсона, написать ему новую биографию. В России он — классный друг, обаятельный фантазер и выдумщик. А вот на исторической родине Карлсона таким не считают. Шведы не любят его, держат за эгоиста, инфантила-переростка. Есть даже такое шведское выражение «человек с пропеллером» — о том, кто много врет или бахвалится.

«Самая известная сказка у нас «Пеппи — длинный чулок», — сказала однажды советник по культуре посольства Швеции в России Марианна Хультберг. — Меня часто просят привезти в Москву сувенирного Карлсона, но у нас нет таких игрушек. Карлсон для шведов — вредный, нечестный провокатор».


Какой странный диафильм

Эта мультистория могла стать трилогией, уже готов был сценарий следующей серии — «Карлсон опять проказничает». В ней к Малышу приезжает вредный и занудный дядя Юлиус, которого Карлсон тоже доводит до белого каления. В силу близости характеров и даже некоторого портретного сходства дядя Юлиус влюбляется и женится на фрекен Бок.
Но режиссер Степанцев уже был увлечен новыми экспериментами: «Я долго верил, что мультипликация — это потеха. Только вот мало-помалу зубоскальство стало утомлять. Я усомнился в том, что мультипликация обречена быть смешной».

Он опять решает снять несколько фильмов без слов, а только с музыкой. В «Скрипке пионера» главный герой отказывается исполнять по указанию фашиста мелодию «Ах, мой милый Августин» и играет «Интернационал», за что разъяренный танкист убивает мальчика.
А в получасовом «Щелкунчике» за персонажей говорит музыка Чайковского. Многие специалисты считают его вершиной творчества Савченко. Один только «Вальс цветов» чего стоит! Начиная с 1973-го этот невероятно красивый мультфильм ежегодно показывали по Центральному телевидению 31 декабря.
Кадр из м/ф «Щелкунчик», реж. Б. Степанцев, 1973 год.
Кадр из м/ф «Щелкунчик», реж. Б. Степанцев, 1973 год.
...Новую серию про человечка с пропеллером отложили до лучших времен, которые так и не наступили. Пленка, выделенная для съемок, была подписана, но осталась пустой. Сейчас она хранится на «Союзмультфильме» как раритет.

Третья часть приключений Карлсона увидела свет только как диафильм. Естественно, его тоже рисовал Савченко. Это было привычным занятием: он создавал иллюстрации для книг и диафильмов по мотивам многих своих мультиков.

Издательство «Малыш» организовало выставку иллюстраций, одним из экспонатов стал рисунок к этому диафильму. Техника выполнения работы ввела в ступор даже профессионалов: никто не мог понять, как это сделано. Художник раскрыл секрет в интервью журналисту Вадиму Нестерову:
— Это я такую замазку сделал на основе воска. Покрывал ею лист, потом палочкой рисунок продавливал, а уже затем гуашкой раскрашивал. Это просто очень сложная техника, ей мало кто владеет, вот, наверное, и не опознали.
— Но это же очень сложно, — удивился журналист. — Не жалко было столько труда не на картину даже, а для диафильма?
— Ну как? — еще больше удивился Анатолий Михайлович. — Так же лучше. Так интереснее, объем проявляется, глубина проступает.
Кадр из диафильма «Карлсон опять проказничает», худ. А. Савченко, 1978 год.
Кадр из диафильма «Карлсон опять проказничает», худ. А. Савченко, 1978 год.
«Я не люблю командовать»
В 1983 году не стало друга и соавтора: у 53-летнего Бориса Степанцева отказало сердце. Савченко долго не мог смириться с утратой, отошел от дел. Но жизнь продолжалась, впереди был еще один судьбоносный проект.

Мультфильм «Возвращение блудного попугая» снят, как принято говорить, по реальным событиям. «Режиссер Валентин Караваев как-то шел по улице и увидел стайку воробьев, сидящих на перилах, — вспоминал Анатолий Михайлович. — А в самом центре — попугайчик, который что-то оживленно им «рассказывал». Это произвело на Караваева впечатление, он стал фантазировать: откуда взялся этот попугай, заблудился или удрал из дома. Своими идеями режиссер поделился с драматургом Курляндским, и вместе они написали сценарий. А я уже потом придумал образ самого Кеши».

Попугай получился на славу: яркий, харизматичный. Безусловно, еще больше обаяния ему добавила озвучка в исполнении Геннадия Хазанова: «Извини, старик, тут ко мне Челентано зашел...»
Кадр из м/ф «Возвращение блудного попугая (второй выпуск)», реж. А. Давыдов, 1987 год.
Кадр из м/ф «Возвращение блудного попугая (второй выпуск)», реж. А. Давыдов, 1987 год.
Вторая серия про Кешу в 1987-м выиграла премию «Ника». Сделали и третью. Зрители требовали немедленного продолжения, но не случилось. По крайней мере, с Савченко.
«На студии появились новые люди, неизвестно откуда взявшиеся, началась чистка, — делился художник. — А вскоре вообще все развалилось. Да и работать уже как-то не хотелось. Где начинается бизнес, творчество заканчивается… Я не отрицаю деньги, но они же не могут быть целью! Это средство, это просто инструмент, позволяющий делать главное. А у них главное — этот инструмент. С ним говоришь — а у него доллары в глазах, он больше ничего не видит».

Художник ушел с «Союзмультфильма», которому отдал 37 лет. В 2000-х случится попытка доснять еще несколько эпизодов про Кешу — с другой командой, без голоса Хазанова. Попытка провалится: вы помните эти серии?

Великого мультипликатора не стало 18 августа 2011 года. Незадолго до этого ему исполнилось 87 лет. Почти до самого конца жизни Савченко продолжал работать, иллюстрировал детские книги. Но его домашний архив оказался совсем невелик: почти все рисунки художник оставлял на «Союзмультфильме» или в издательстве «Малыш». Объяснял, что в маленькой квартире хранить их просто негде, а мастерской ему не полагалось, потому что не был членом Союза художников: «Это же надо было куда-то ходить, у кого-то рекомендации просить, заявления, комиссии… А я этого никогда не умел».
В феврале 2008 года на XIII Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале Анатолий Михайлович Савченко был удостоен приза «За выдающийся вклад в профессию».
В феврале 2008 года на XIII Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале Анатолий Михайлович Савченко был удостоен приза «За выдающийся вклад в профессию».
Он не заработал вообще никаких наград, кроме фронтовых и фестивальных. Анатолия Михайловича как-то спросили, не обидно ли, что не дали звания заслуженного художника.
«Ну обидно немножко, что врать, — ответил он. — Но я особенно переживать по этому поводу не буду. У меня давление очень высокое, мне нельзя переживать».
А на вопрос, почему сами не стали режиссером, ведь смогли бы, только пожимал плечами: «У режиссера какая работа? Командовать. А я не люблю командовать. Я люблю рисовать».

Партнер проекта «Гражданин Новочеркасска» — банк «Центр-инвест». Один из лидеров отрасли на Юге России, «Центр-инвест» с 1992 года развивает экономику региона, поддерживает малый бизнес и реализует социально-образовательные программы. В 2014 году при поддержке банка создан первый в России Центр финансовой грамотности. Сейчас их пять: в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Таганроге, Волгодонске и Волгограде. Уже более 1 млн человек получили бесплатные финансовые консультации. В их числе школьники, студенты, предприниматели, пенсионеры.
В 2021-2023 годах «Нация» и «Центр-инвест» создали проекты «Гражданин Ростова-на-Дону» и «Гражданин Таганрога».
Логотип Журнала Нация

Похожие

Новое

Популярное