«Бери и делай. Истории донского бизнеса» — так называется большой совместный проект журнала «Нация», Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства (РРАПП) и центра «Мой бизнес».
Его героями станут 25 компаний — лидеров своих отраслей, которые хорошо известны и за пределами Ростовской области.
Для массового читателя наш проект превратится, надеемся, в увлекательный сериал. А начинающие предприниматели смогут найти здесь идеи и советы для себя.
Герой этого выпуска — Михаил Плужников, управляющий партнер сетей фитнес-клубов World Сlass и Fitron в Ростове-на-Дону.
— Вы историк по образованию. Помогла ли вам чем-то наука история в построении бизнеса? Вообще по адресу вопрос? Вы всерьез учились или между делом?— У меня комплект отличника-перфекциониста: золотая медаль и красный диплом. Так мама, учитель математики, воспитала. Поэтому, конечно, вопрос по адресу.
Страшно произносить, в далеком 1987 году я поступил в Ростовский государственный университет на отделение истории КПСС. Долго с мамой выбирали между экономикой и историей. Пошел в итоге на истфак: мне интересна была политология. В 1988-м я ушел в армию, а когда вернулся, это уже так и называлось — «отделение политологии». То есть в дипломе у меня написано «историк, политолог, преподаватель вуза».
Скажу по прошествии многих лет, при всем царящем сегодня скептическом отношении к гуманитарным специальностям я благодарен РГУ, истфак мне очень много дал. Тогда наш университет был одним из топовых вузов страны, у нас были блестящие преподаватели, такие как Светлана Михайловна Смагина, Александр Петрович Логунов, Галина Ивановна Краславская и другие. Главное, что мы получили — навык анализировать и системно мыслить, четко и ясно излагать свои идеи. А это базовые навыки руководителя. Так что мое образование попало в точку.Мы большей частью изучали историю конца ХIХ — начала ХХ веков, я и сейчас продолжаю увлекаться историей, много читаю. Нас натаскивали на работах Маркса, Энгельса, Ленина. Порой к этой литературе относятся пренебрежительно, но классические тексты вроде «Капитала» Маркса — это и сегодня отличное чтение.
А мои любимые философы сегодня — Эрих Фромм, Нассим Талеб и все стоики.
И сейчас только я понимаю, вот эта приписка в названии моей специальности «преподаватель вуза», которая, возможно, казалась чистой формальностью, тоже про меня. Объяснять, выступать, проводить тренинги — это моя страсть, мое призвание, пожалуй, самая любимая часть работы.
— Как и когда вы стали предпринимателем?
— Честно говоря, я хотел остаться на кафедре Смагиной, но у меня счастливый ранний брак, я женился в 20 лет по любви. С женой мы знакомы с первого класса, в старших начали встречаться, после армии поженились, родилась дочь. Такие вещи с кафедрой не совместимы. Во-первых, нужно зарабатывать, во-вторых, безумная энергия 1990-х вокруг, все хотят что-то «предпринимать», это был мейнстрим.
Я начал работать с 3-го курса, у родственников была своя компания в Армавире, это мой родной город. Они приобрели брокерское место на ростовской бирже «Деловой двор», и я был брокером, представлял эту компанию. Одновременно пошел учиться на первые курсы для менеджеров-предпринимателей в РИНХе.А потом была интересная метаморфоза. Я получил свой красный диплом и пошел продавать детскую обувь на улице Большая Садовая. В магазине? Да нет, все по-взрослому. (Смеется.) Нашли с товарищами производство детской обуви в Сыктывкаре во время тотального дефицита, я договорился с директором магазина на Садовой в Ростове, поставил на улице лоток, разложил коробки и продавал детскую обувь. Да, стоял историк-политолог у лотка, но большого дискомфорта не было, улица очень быстро учит — начались другие университеты, где год шел за три.
Затем был первый настоящий бизнес: крупная — сначала розничная, а потом оптово-розничная — текстильная компания «Мидитекс». Мы продавали ткани, со временем компания стала крупнейшей в регионе и стране. А начиналось все экзотично: это было время бартера, и вот по бартеру с моими друзьями расплатились тканью. Везли ее фурой из Москвы, в дороге шел сильный дождь, и, видимо, днище грузовика было повреждено, потому что ткани намокли. Эти рулоны по 600 метров, стянутые железными обручами, приехали в Ростов мокрые, с ржавыми пятнами от скоб. Владельцы в эту ткань не поверили, а мы с ребятами взяли, привели ее в порядок и продали на рынке. Выяснилось, что ткань страшный дефицит и разлетается моментально даже с хорошей наценкой. Так мы нашли нишу.
— А почему фитнес? Потому что сами активно занимались спортом?
— В детстве, конечно, я много занимался спортом: плаванье, борьба. Потом обо всем этом забыл очень надолго.
Но фитнес пришел не сразу, пока еще «Мидитекс». На дворе 2002 год, мы партнеры с родным и двоюродным братьями. Как это часто бывает, столкнулись с расхождениями в ценностях. Я видел будущее компании в одном, партнеры в другом. Начались конфликты, и после одного из них мы решили, что из текстильного бизнеса я ухожу. «Мидитекс» существует и сейчас. К сожалению, брата не стало, но его вдова продолжает бизнес.
В общем, я ушел и в 32 года оказался по большому счету на улице. Не имел ни малейшего представления, чем буду заниматься дальше. До этого я полностью связывал свою жизнь с «Мидитексом». Мы всегда были клиентоориентированными, никогда работа с клиентами не воспринималась как какая-то повинность, выстраивали долгие отношения.
Наш склад был на улице Островского, 46, он находился в балке, в «яме», как у нас говорили. Когда приходила фура, мы на тележке, а иногда и прямо на себе таскали рулоны вниз. А клиенты не все могли на своих машинах спуститься в «яму», и нам приходилось тащить товар обратно наверх.
Через год мы сняли другой склад, конечно. Но и тогда для меня и брата абсолютной нормой было схватить и потащить по паре рулонов. Ну как это, перед тобой стоит клиент, а ты будешь ждать грузчиков?
Но вот я ушел. Стал анализировать: Россия начала нулевых, у нас крайне не развита сфера услуг, поэтому в ближайшее время будут востребованы услуги самых разных видов. Что в первую очередь? То, что сберегает клиенту время. А что если продлить само это время? Продлить время жизни.Несколько месяцев мне казалось, что я нащупал нишу — частная медицина. И тут в руки случайно попал журнал со статьей о фитнесе в России. Я загорелся. Мы с женой поехали смотреть фитнес-клубы в Москву, посетили все, что можно было. Понравилось очень: эта энергия и атмосфера спорта и праздника, позитивные сотрудники и клиенты. Мы были очень воодушевлены. И уже осенью 2002 года начали искать помещение. Ничего подходящего из готовых объектов не нашли и приобрели первый наш участок — на улице Герасименко, 5. Это был наш первый World Class.
— Наверняка у руководства этой сети были какие-то свои требования к франчайзи. Как убедили Ольгу Слуцкер, что World Class в Ростове должны открыть именно вы?
— Все было не совсем так. Тогда мы еще не знали, что это будет именно World Class. Изначально мы вели переговоры с Анастасией Юсиной, основателем Orange Fitness. Я до сих пор очень ей благодарен за те несколько месяцев общения. Тогда открылся первый Orange в Саратове, туда я тоже ездил, общался с владельцем. Но в 2003 году мне стало понятно, что тот проект, который мы задумали и уже начали строить с архитектурным бюро Baza и нашим главным творцом Александром Травиным, он выше уровнем, чем Orange Fitness. Мне очень нравилась их команда, но было очевидно, что мы просто замахнулись на другую нишу. В итоге остановились на World Class.
Действительно, у нас были переговоры с Ольгой Слуцкер, но я не могу сказать, что кто-то кого-то убеждал, я не чувствовал, что нас выбирают, это был взаимный выбор. Мы совпали в нашем перфекционизме. Им очень понравился наш проект здания, они сразу ухватились за него. И за полгода до открытия мы подписали с ними договор — на 50 страницах, где были регламентированы и рекламные кампании, и обучение специалистов, все до мельчайших деталей. Они к нам приезжали, и мы к ним, объем обучения был колоссальным. Требований много: и финансовые, и технологические, и репутационные. Знаменитые их ежегодные аттестации чего стоят. Знаете, мне этим World Class и понравился, я это называю «глубокая франшиза», комплексная. Не просто вывеску повесил и роялти выплатил.
В следующем году первому ростовскому World Class на Герасименко исполнится 20 лет. А в этом году — 30 лет пионеру индустрии в России, первому московскому клубу World Class на Житной.
— Запуская собственную сеть Fitron, вы говорили: «Мы накопили свой опыт, видение, ноу-хау, нам хотелось творчества». Как ваши партнеры по World Class согласились на создание вами Fitron?
— Да, это был острый период. Я очень люблю бренд World Class, понимаю его ценности, чувствую его харизму, я под этими красно-белыми буквами, под каждой из них готов подписаться и кровью, и деньгами. В подтверждение моих слов: два года назад мы открыли World Class Deluxe на Большой Садовой, а ровно перед нашей с вами встречей обсуждали два новых клуба World Class, которые должны появиться в Ростове в 2025-м.Так, но вам интересна реакция московского World Class на Fitron. В 2005 году наши московские партнеры начали заниматься сетью «Физкульт»: новый сегмент, все загорелись. Более того, произошел редчайший случай, когда первый клуб бренда открылся в регионе. Строительство «Физкульта» на Варшавке в Москве и в ростовском «Горизонте» началось одновременно, но мы открыли клуб на несколько месяцев раньше.
Я поверил в эту историю. Заработали несколько клубов в столице, мы в 2010-м открыли второй «Физкульт» на Газетном. Но в 2013 году москвичи решают, что «Физкульт» не оправдывает себя и вместо него вводят суббренд в сегменте «бизнес» — World Class Lite. То есть теперь есть красные и зеленые клубы. Когда 40 красных и 5 зеленых, это не сильно «размывает» бренд. Но если в Ростове 2 красных и появится еще 2 зеленых... в общем, мне казалось, что может случиться эрозия бренда, в общественном сознании бренд начнет разрушаться.
Восемь последующих лет показали, что идея зеленых World Class оказалась не самой успешной. Да, я тогда отказался перебрендировать «Физкульт» в зеленые World Class, но и сам бренд «Физкульт» был, по сути, заморожен московскими партнерами. В итоге я решился на собственный бренд. Конечно, понимал, что рискую двумя World Class, партнерскими отношениями. Да, это было жаркое лето 2016 года. Хорошо помню момент, когда я возвращаюсь из отпуска, открываю соцсети и вижу фото руководства «Русской Фитнес Группы» с одним ростовским фитнес-предпринимателем на международной конференции. Так себе ощущение, признаюсь, минутное напряжение я тогда ощутил.
Но я твердо решил делать Fitron — фитнес с красивой локальной историей, понятно кем и для кого созданный. Да, на какое-то время отношения охладились. Но мы, запуская Fitron, так самозабвенно продолжали работать с World Class, что все выровнялось. Бесконечно уважаемый мной Игорь Шашкин, бывший вице-президент по франчайзингу «Русской Фитнес Группы», сказал тогда московским акционерам: «Вы поймите, что Михаил — предприниматель. Он должен создать что-то свое».— Какие советы вы бы дали тем, кто задумывается о франшизе, на что обращать внимание?
— В первую очередь, нужно ехать к франчайзеру и погружаться в процесс. Не переговоры в отеле или ресторане, а в идеале на месяц устроиться к ним сотрудником. Тогда ты увидишь, что из стандартов существует только на бумаге, а что реализовано в жизни.
Второе: нужно не полениться и обязательно проехаться по другим франчайзи и прямо лицом к лицу общаться, узнавать, что так, а что нет. 20 лет назад я с этого и начал. Когда мы ориентировались на Orange, я сел за руль и поехал в Саратов, чтобы увидеть все своими глазами, в чем-то насторожиться, что-то взять на заметку и так далее.
И еще один совет. Одна из функций предпринимателя — эффективно связывать интересы разных партнеров и стараться выполнять ключевую роль по коммуникации среди заинтересованных сторон. И держать слово. Всегда. Отношения и репутация важнее денег.
— Михаил Плужников сегодня — это..? Сколько фитнес-клубов у вас, сколько сотрудников? Сколько ростовчан занимается в ваших клубах? Сколько это стоит: самый демократичный абонемент и самый дорогой?
— Старшая дочь как-то спросила меня о главном моем достижении. Я ответил так: я смог построить несколько серьезных бизнесов и при этом остаться человеком.
Михаил Плужников — это команда. 70% наших руководителей начинали карьеру внутри компании с рядовых позиций, для меня это очень важный показатель. С большинством топ-менеджеров мы вместе работаем и развиваемся по 10-15 лет и более. Но мы не команда ветеранов. В компанию постоянно приходят новые сильные люди.
Михаил Плужников — это физические и ментальные тренировки каждый день, это безумно интересные задачи, удовольствие от общения с партнерами. В это суровое время, в пандемийные годы и особенно в послепандемийную эпоху, запрос на фитнес, на здоровье в четырех измерениях: физическое, ментальное, психологическое, социальное — вышел на первый план.
Во времена финансовых кризисов, эпидемий, геополитических обострений фитнес становится универсальным способом защиты и укрепления человека.
Сегодня у нас 7 клубов: 4 Fitron и 3 World Class, один из них, World Class Deluxe, — клуб сегмента люкс. Будет, как я сказал, еще два World Class, уже есть договоренности, а от договоренности до открытия в среднем проходит 2-3 года. И мы очень надеемся, что с их запуском все будет хорошо, что макроэкономика и геополитика позволят развивать фитнес в нашем прекрасном городе.
Существует популярное оправдание: хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах. Но я думаю, что Богу нравятся люди, которые его смешат. А вы как думаете? (Улыбается.) Чем турбулентнее факторы, тем тщательнее нужно планировать.
Сотрудников сейчас 400 человек, а занимается у нас в обеих сетях 21 тысяча ростовчан. Годовой контракт в World Class Deluxe стоит 180 тысяч рублей, в него входит огромный список услуг — вплоть до ежеквартального тестирования у врача, например. А самый демократичный абонемент в сети Fitron — от 20 тысяч рублей с небольшим.
— Насколько это конкурентный бизнес в Ростове? У нас избыток фитнес-клубов или, наоборот, нехватка?
— Не поверите, на рынок сейчас заходят новые игроки. Допандемийная статистика сообщала, что фитнес-услугами пользуются 7-8% ростовчан; мне она, если честно, казалась заниженной. А по последним оценкам экспертов из «Русской Фитнес Группы», сейчас это 10,8% в городах-миллионниках. То есть каждый десятый ростовчанин — клиент одного из городских фитнес-клубов. Для России неплохо. Но процент проникновения фитнес-услуг, скажем, в Барселоне — 28%.
— Вы обмолвились о собственных тренировках. Вас каждый день можно увидеть в зале?
— Пять-шесть раз в неделю. Сейчас я чаще бываю в новом World Class Deluxe и в World Class на Герасименко, потому что там наш офис. Иногда тренируюсь дома, особенно если это йога, могу практивать ее два-три часа.— Насколько сегодня фитнес-отрасль в мире инновационна и технологична? Поразите нас какими-то фантастическими тренажерами или, быть может, умными гантелями, которые сами рассчитывают, сколько раз их еще нужно поднять.
— Технологии не должны быть самоцелью. Мы мечтаем о временах, когда производители оборудования, особенно беговых дорожек или эллипсов, подружатся с создателями клубного программного обеспечения. Много производителей, а общей платформы нет. Но думаю, в будущем это неизбежно.
Честно говоря, в нашей сфере иногда сложно отличить маркетинг от реального технологического прорыва. А бывают такие новшества, которые избыточны и просто не востребованы потребителем. Я общаюсь с большим количеством производителей самых передовых беговых дорожек. Вот они все подключены к мобильным приложениям, можно учитывать, как ты бежишь, выбирать из множества режимов прямо на своем смартфоне. И какой, вы думаете, режим самый популярный? Этот режим называется «одна кнопка: быстрый старт». Включил — побежал.
Помню, несколько лет назад все были помешаны на очках виртуальной реальности. Мы тоже попробовали такие тренировки — у каждого второго в них начинала кружиться голова.
Человеческое тело не меняется на протяжении тысяч лет, в отличие от сознания. Придумать что-то новое с точки зрения биомеханики очень сложно. Но я без ложной скромности скажу, что как о действительно новом наши клиенты говорят о линейке тренажеров Precor Resolute, которая представлена в World Class Deluxe. Мы были одними из первых в России, кто купил эти тренажеры.— У вас есть свои маленькие хитрости, делающие жизнь ваших клиентов комфортнее? То, чего вы еще не знали, открывая первый клуб, а поняли только со временем.
— Конечно. Клубы, которые создавались в нулевые годы, и те, что открываются сейчас, очень сильно отличаются. Мы как раз накопили багаж знаний к моменту создания Fitron и воплотили все в этом проекте. Поняли, например, что оптимальный размер тренажерного зала — около тысячи квадратных метров.
Первый Fitron мы открыли в январе 2017 года, это был бывший Orange. А уже в июле того же года открывали «Fitron-Орбиту», это как раз клуб, который мы проектировали с нуля. И для меня это эталон современного фитнеса. Там эта находка воплощена: открытый зал в тысячу квадратов с грамотным зонированием и навигацией. Стены — это всегда препятствие, а здесь вы не видите препятствий. Из любой точки виден весь зал, все его зоны, не нужно психологически готовить себя к каждому новому пространству.
И, конечно, очень важна логистика: не должно быть дефицита тренажеров, чтобы никто никого не ждал.
Еще я очень не люблю половинчатые шкафчики, только полноростовые — чтобы не нужно было наклоняться, толкаться с соседом. Помню, был в одном европейском фитнес-клубе, мне его долго презентовали как люксовый; пришел, а там половинчатые шкафчики, после этого мне уже было неинтересно.— Вы говорили, что у любой бизнес-команды должна быть глобальная цель — реальная, но труднодостижимая. И что ваша цель — построить компанию мирового уровня в Ростове-на-Дону. Вы это говорили шесть лет назад на сессии «Бизнес-школы-2015». Что с этой целью и появилась ли новая?
— Если говорить об этой конкретной цели, то сформулировано неясно, критикую себя образца шестилетней давности. Как мы поймем, что достигли этой цели? Если это назвать миссией компании, то да, пожалуй, так и есть. Мы должны быть открыты миру, брать из этого мира и нести в него лучшее.
Вообще стратегия в эпоху потрясений — тема для отдельного разговора. Мой самый смелый бизнес-поступок — это когда в июне 2020 года мы подписали с группой «Агроком» договор на Deluxe, а все фитнес-клубы мира были закрыты на карантин. Но у нас давно введен перманентный антикризисный план.
Главная цель — укрепить на много лет вперед наше лидерство в бизнес- и премиум-сегментах. Продолжаем искать новые площадки. Погашаем кредиты. Развиваем команду и действующие клубы. В запасе есть пара инновационных проектов… Планов много. (Улыбается.)
Недавно я ездил в Дубай, нам есть чему поучиться у них, но и им тоже. Большие открытые залы у нас организованы лучше, но у них много своего интересного, скажем, отдельные залы для женщин. На Востоке в этом есть религиозная, социальная необходимость, хотя мне кажется, что и у нас многие женщины могут испытывать неудобство, тренируясь рядом пусть с прекрасными, но полуобнаженными мужчинами.
Мы только что сделали очередную реновацию Fitron на Газетном, и у меня было искушение выступить в роли местного первопроходца и создать отдельную зону для женщин. Но побоялся обвинений в гендерной неполиткорректности. Хотя у нас в компании из 20 топ-менеджеров только четверо мужчины: все нормативы гендерного равноправия мы давно перевыполнили.
Между прочим, зал только для женщин я видел и в Лас-Вегасе еще в 2018 году. Просто это удобно, некоторым женщинам комфортнее тренироваться отдельно. Но мой опыт подсказывает, что лучше быть победителем, чем героем. Так что я подожду, пока это сделает в Ростове кто-то другой. Недавно, кстати, один женский клуб закрылся.— Так все же — франшиза или своя сеть? Что интереснее, что выгоднее?
— Не или-или, а и то, и другое. Я говорю сотрудникам: мы уникальны, потому что мы глобально-локальная компания.
С одной стороны, мы партнеры глобальной сети World Class, у которой больше сотни клубов в семи странах, с другой — мы отвечаем за собственный оригинальный бренд, умеем делать локальное по мировым стандартам.
К слову, я стараюсь индивидуально помогать молодым предпринимателям, консультирую их. В прошлом году у меня были ребята с факультета бизнеса «Капитаны» ЮФУ. Так что приглашаю всех желающих связываться со мной через РРАПП.
Проект реализуется в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» при содействии правительства Ростовской области и министерства экономического развития региона.