61-летний Ванбли Глежка Токахе (что в переводе значит Лидирующий Пятнистый Орел) родом из Южной Дакоты. Живет в России третий год, но уже завел семью в Можайске, под Москвой, родил ребенка. В США работал на радио, здесь читает лекции об индейской культуре и занимается музыкой. Нам было интересно узнать, что думает хранитель Священной трубки племени лакота о России и вообще о современном мироустройстве.
Я лакота. Не американец. Наш континент стал Америкой лишь пятьсот лет назад. Американцы говорят всему миру, что индейцы пришли в Америку всего десять тысяч лет назад из Китая и Монголии. Они хотят, чтобы люди верили, что сотни тысяч лет в Северной и Южной Америке не было ни одного человека, что эта прекрасная земля (мы называем Америку Остров Черепахи) была необитаема. Но это ложь. В моем языке нет ни одного слова из китайского или монгольского. Я пою песни, слова в которых не менялись, по меньшей мере, двадцать тысяч лет. И ни одна из этих песен не говорит, что мы пришли из-за океана.
У нас особые счеты с американцами. Правительство США заключило договоры с моим народом и не выполнило ни одного из них. Они украли все наше золото, все минералы из Блэк-Хилс в Южной Дакоте. Они массово уничтожали мой народ. Давали нам одеяла, зараженные болезнями, чтобы наши дети умирали. Даже в 1970-х годах они все еще тайно стерилизовали наших женщин, чтобы те не могли иметь детей.
Сейчас у моего народа проблемы с алкоголем и наркотиками. И они ведут себя, как американцы. Могут даже убить кого-то. Стали гнилыми людьми. Я не пью, не курю, не употребляю наркотики. И все, кто придерживается нашего традиционного пути, живут так же.
Американцы стараются верить в десять заповедей. Одна из них гласит: не сотвори себе кумира, фальшивого бога. Но когда Папа Римский приехал в Америку, они все кланялись ему, будто он и есть бог. Он не бог. Он просто человек. В моей культуре все люди равны, никто не стоит выше другого. Мы не верим, что мужчина прислан на эту землю, чтобы быть королем или президентом, он прислан, чтобы защищать женщин и детей.
Пару недель назад одна русская ТВ-станция хотела взять интервью у меня. Я попросил сначала устроить мне разговор с телеведущим. Но его помощница сказала, что это невозможно, потому что он очень важный человек. И я ответил, что я важен тоже и вовсе не хочу говорить с кем-то, кто настолько выше меня. Мы верим в бога, которого никогда не видели. Но ни один человек во плоти, как и я, не может быть богом. Даже если у него куча денег. Даже если он посадит меня в тюрьму, даже если он прикажет убить меня, он все равно не будет богом.
Я являюсь духовным наставником Движения американских индейцев. Раз в неделю отсюда, из России, я делаюшоу по интернету для них. И говорю о том, как все поменялось. Как в Америке стало столько убийств и насилия.
В прошлом году американская полиция убила больше тысячи человек. Они говорят, что у полицейских опасная работа. Они убили тысячу, а из 90 погибших полицейских только 24 пали от рук преступников, остальные — от сердечных приступов или в авариях.
Каждую пятницу вечером миллионы русских поднимаются и уезжают из Москвы. Отправляются на дачи, наслаждаются жизнью. Вы знаете, я видел, как русские поют в поездах… И самая большая подсказка мне, что русские живут свободно, — когда мы едем на машине по России, я вижу женщин. Они ждут автобус на остановке в одиночку. Или идут вдоль дороги с сумками. В Америке женщина на дороге одна? Она исчезнет. Женщин убивают постоянно. Они исчезают по всей стране, на улицах. Дети исчезают.
В России мы с женой поломались на дороге, мне было страшно, а ей нет. Она женщина и она не боится. Почему так? У нее не было плохого опыта. Это как мой ребенок ходит по краю кровати и не боится упасть, потому что нет опыта падения. В Америке полицейские на каждом углу, но все равно они не справляются. Поэтому я говорю вам: в России есть свобода. Если твоя женщина свободна, если ребенок свободен, то это и называется свобода.
Как русские люди живут рядом со мной — они живут в мире. Я видел, как два пьяных человека пытались драться, орали и спорили десять минут, а потом просто разошлись. В Америке они бы уже стреляли. И один из них был бы мертв. Я молюсь всем сердцем, что Россия останется Россией. Потому что у вас прекрасный мир здесь, у вас много земли и ваш президент — он ваш, он белый, он русский. Путин не глупый человек. И мне кажется, он любит свой народ. Да, он не идеален. Но и никто не идеален. Моя бабушка говорила: «Мужчина, который слишком идеален во всем, слишком идеален и для того, чтобы быть мужчиной».
Чем богаче русский, тем в большем стрессе он живет. Тем больше он живет, как американец. Потому что он пытается быть еще богаче. Он постоянно торопится. В Москве, когда мы идем в метро, все обгоняют меня. Я иду по правой стороне и позволяю всем меня обгонять, раз им так надо куда-то.
Вы сейчас торопитесь? Не очень сильно? Вы свободны. И у вас есть хорошая работа. И я вижу, что вы терпеливы, потому чтовы написали мне 5 или 10 раз. И я вовсе не собирался унижать вас, не отвечая сразу. Но просто мой народ медленный. Нам нужно время, чтобы подумать. И нет настолько важных вещей, чтобы нестись сломя голову. Но если вы в Америке... и кто-то скажет: «Хотите выступить на радио или телевидении?» — «Да-да! Конечно!» — «Но вам сначала надо поцеловать ему ноги». — «Да-да-да, конечно, я буду!» Но мой народ не такой. Поэтому я благодарю вас за терпение. Лучше быть свободным, понимаете.
Я знаком с Гойко Митичем (звезда фильмов производства ГДР об индейцах. — «Нация»). Это было забавно: люди обращались с Митичем лучше, чем со мной, потому что он был индейцем в кино. Опять то же самое — люди хотят видеть фальшивого бога. Если я приду в головном уборе вождя и буду ходить с важным видом: я вождь, я лакота, они все будут кланяться и будут довольны. Но я вовсе не хочу, чтобы мне кланялись. Я не большой вождь, но я духовный лидер моего народа, я участник Солнечного танца и хранитель Священной трубки (у нас более известна как Трубка мира. — «Нация») .
Один «эксперт» по лакотскому языку учил русских, как правильно говорить на нем. Но когда я сделал ему замечание, он обиделся: «Да ты сам белый! Ты одет, как белый. Ты не настоящий индеец!» Смешно, правда? Почему от индейцев требуют быть одетыми, как в 1800-х годах? Если ты хочешь носить головной убор вождя, ты должен его заслужить. Как ты можешь носить его и называть себя великим вождем, если твой народ страдает и голодает? Если он до сих пор живет под белым человеком и вынужден говорить по-английски? Я ношу четыре пера. И это очень много перьев для современного мира.
Сиу (лакота, дакота, накота) — группа индейских племен, живущих на севере США. Раньше сиу были известны как «люди бизонов», потому что их социальная, экономическая и духовная жизнь была связана с этими животными. Название «сиу» (сокращение от nadewesioux — маленькие змеи) было дано им вражеским племенем индейцев оджибве. Сами сиу называли себя в зависимости от диалекта лакота, дакота или накота (друзья или союзники). Эти же слова со временем стали обозначением трех крупнейших подгрупп племени сиу: живущие на западе — лакота, на востоке — дакота, в центре — накота. В основном, в истории упоминается именно племя лакота, самыми известными его вождями были Сидящий Бык и Неистовый Конь. Племя всегда считалось могущественным и в свое время контролировало территории нынешней Южной и Северной Дакоты, Вайоминга и Монтаны. Сиу стали стереотипными североамериканскими индейцами: индейцы в вестернах срисованы именно с них. В середине XIX века началась колонизация их земель сначала европейцами, а потом и американцами, в результате чего могущественное племя стало последними покоренными в США индейцами, а почти все их территории перешли во владение американского правительства. Когда в сакральном месте для лакота — Блэк-Хилс, который по заключенному договору по-прежнему принадлежал сиу, нашли золото, индейцев переселили в разные резервации. Сегодня таких резерваций около двух десятков.