27-летний Евгений Баженов, или BadComedian — самый популярный кинообозреватель в стране. Вот два примера: шпионский боевик «Красный воробей» на экранах России посмотрели около 600 тысяч зрителей, обзор «Воробья» от BadComedian (с 12 июля) — уже больше 3 миллионов.
Фильм «Движение вверх» длится 2 часа 12 минут, 12,4 млн. зрителей. Обзор Баженова на 5 минут длиннее, 9,7 млн. зрителей.
— Представьте, что вам, как в «Прибытии» Дэнни Вильнева, нужно рассказать инопланетным гостям о нашей цивилизации. Какой — один — фильм вы бы им показали, чтобы объяснить, что земляне — приличная умная цивилизация?
— Это очень сложный вопрос. Перебираю в уме свои любимые фильмы, но понимаю, что ничего не подходит: они в основном о войне или каких-то личных историях. Я почему-то забыл все фильмы про человечность. Дайте я погуглю. «Зеленая миля»? Нет, не хочется называть западное кино, хочется наше. «Белый Бим, черное ухо»? Ну, такое. Нет, сложно, не могу назвать такой фильм.
— Сразу спрошу о другом увлечении всего человечества: смотрели этот ЧМ?
— По большей части фоном. Я не особо футбольный фанат, но случайно попал на серию пенальти в игре с испанцами, и она была довольно нервной. Стало интересно посмотреть матч с хорватами. У меня брат играет в футбол, на воротах стоит, все мне комментирует, так что я в курсе.
Зачастую русский футбол не любят, потому что наши по полю ходят, а не бегают. И мои предубеждения на этом основаны, а сейчас старались, поэтому было интересно.
«Тренер»? Запороли средненький фильм. Но и ненависти, как «Движение вверх», он у меня не вызвал.
— Кто-то был так же крут на поле, как кумир вашего детства Рональдиньо?— Мне безумно понравился Акинфеев. Представляю его нервы в каждой игре: «Ну, ребят, ну, выиграйте матч, чтобы не на мне вся ответственность была». С большим интересом смотрел чемпионат во многом из-за него. Я понимаю, что состав новый и ко многим нет предвзятого отношения, но только у него такой кредит доверия. Его уважают.
— Вы же наш коллега, получается: год проработали на «России 24». Чем вы там занимались?
— Собирал забавные видеоролики и озвучивал их.
— Это была хорошая интересная работа, или вы, как принято об этом думать сейчас, были винтиком в машине пропаганды?
— Вряд ли это можно назвать пропагандой, просто юмористические ролики, развлечение. Но я не вижу ничего плохого в той работе, которую люди там выполняют. У нас у всех руки не чисты (смеется). Машину пропаганды в действии мы можем наблюдать, когда продвигается современное российское кино. Но если вы с чем-то не согласны, можете отвечать так, как делаю это я. Я веду свою контрпропаганду.— Глава Фонда кино Антон Малышев отчитался недавно, что российское кино подвигает голливудское, его доля в прокате за первую половину 2018 года — 40%. Это реальные цифры?
— Думаю, да, вполне реальные. Для этого создают искусственные «окна», фильмы-конкуренты отодвигают, иногда со скандалами. Например, у «Движения вверх» не было конкуренции вообще никакой, его продвигали, как только могли, и время удачное — новогодние каникулы. Сборы были огромные. Так было и с «Викингом», со «Сталинградом», со всеми проектами «Первого канала» и «России».
— Фильм «Тренер» Козловского захейтили еще до выхода. Но вот его все посмотрели, и оценка на Кинопоиске 6,9 — очень неплохо. Что вы о нем скажете?
— Мне фильм не понравился. До середины все нормально, но в какой-то момент сценарист как обычно не туда свернул. Я не особо понял невероятные, ничем не обоснованные преображения персонажей. Линию с отцом не закрыли. Ирина Горбачева прекрасна. А вот актриса, которая играла подругу главного героя, мне не понравилась. В общем, запороли средненький фильм. Но и ненависти, как «Движение вверх», он у меня не вызвал.
— В числе любимых русских фильмов из новых вы называете «Брата», «Войну», «Дурака», то есть драмы. Исключение, пожалуй, только «Неадекватные люди». Почему мы перестали снимать хорошие комедии, которых было много в советское время? Ведь для комедии не нужны спецэффекты, огромные бюджеты.
— Проблема в принятой экономической системе. Самое главное теперь — это прибыль. Ее приносят как раз пошлые комедии. Зачем снимать «Операцию «Ы», искать хороших актеров, если есть вещи, которые гораздо проще сделать и легче продвинуть? Были неплохие комедии от «Квартета И», их продвигали за счет авторитета актеров, уже созданного в театре. Но в целом, это исключение из правил, проще снять пердильную комедию, чем создавать что-то сложное и потом мучиться, как это продать.
— Вам нравится Высоцкий, но не нравится «Спасибо, что живой». А Цой вам нравится? И что с «Летом» Серебренникова?
— Ох, я до сих пор не посмотрел. Мне, в принципе, нравится творчество Кирилла Серебренникова. У него есть замечательный фильм «Изображая жертву». С его театральными работами я не знаком, слышал, там какой-то беспредел, я не очень люблю подобного рода вещи. «Лето» посмотрел мой друг, которому я доверяю, он говорит, что это довольно претенциозный фильм, подается как что-то высокое, как артхаус. От себя не могу пока говорить. Но я его обязательно посмотрю.
Из последнего мне понравились «Три билборда», «Любой ценой» и «Песнь тьмы».
— Какова вообще главная проблема современного российского кино?— Не только российского, в целом проблема мирового кино — самосжирание. Новых идей не появляется. Точнее, идеи есть, но реализовывать их опасно, поэтому используется все, что было наработано до этого. Эксперимент — это же рискованная трата денег. Творцов, которые создают уникальное кино, порабощают крупные студии, забрасывают их на конвейер, штампующий фильмы на основе бесконечных франшиз, вроде «Звездных войн». Или то же «Движение вверх» — создано на основе успешных западных фильмов. Экранизируют комиксы, но они ведь тоже скоро иссякнут. Скоро появится киноверсия Spider-Girl. Я не говорю, что это плохо, но даже комиксы такого рода продавались хуже оригинальных.
С 70-х годов не выходит ничего нового, сравнимого с Лукасом, например. Не появляется нового Чужого или Хищника. Выходят ремейки, дополнения, спин-оффы. Проблема кино в этом, все уперлось в увеличение прибыли, зарабатывание денег. Это губит все остальное.
— Последний фильм, где вас, что называется, вставила идея, неизбитый сюжет?
— «Три билборда» мне понравились, бесконечно привожу в пример Hell or High Water («Любой ценой», фильм 2016 года), из ужастиков — «Песнь тьмы». В этих трех фильмах нет ни графики, ничего такого — выстреливает либо сюжет, либо атмосфера, либо актерская игра, или все вместе.— Сколько фильмов в неделю вы смотрите?
— Если в свое удовольствие, смотрю один фильм в два дня. При монтаже своих обзоров могу фоном смотреть фильмы, которые не заслуживают полноценного внимания. Когда работы много, вообще ничего не смотрю.
Перед обзором, знакомясь с материалом, могу посмотреть 5-7 фильмов, чтобы разобраться в теме. То есть, делаю обзор на шпионский фильм — смотрю все шпионское, на «Движение вверх» — все спортивное. Тогда все смотрю от начала до конца, могу скорость поставить 1,5, но все равно один фильм занимает не меньше часа.
— «Жаль времени на сериалы» — так вы ответили читателю на The Question. Но почему? Есть же отличные сериалы, шедевры. «Игра престолов», «Во все тяжкие» — нет, совсем никак?
— Сериальная система основана на другом принципе. История максимально растянута во времени. Но все сериалы в определенный момент начинают себя сжирать.
По законам драматургии необходимо, чтобы персонаж развивался. Но в идеальном сериале, который будет долго приносить прибыль, персонаж не должен развиваться. Тот конфликт, который зарождается в начале, как раз и интересен зрителю, из-за него он сериал и смотрит. Если изменения происходят, они зачастую портят сериал.
Талантливые создатели долго держатся на уровне, но в какой-то момент все равно наступает кризис идей. Исключение составляют только сериалы, основанные на высмеивании чего-то актуального, например, современной политики. Как пример — South Park. В принципе, это можно превратить в бесконечную историю.
Бывают классные вещи. Да, Breaking Bad до сих пор не выходит у меня из головы. До него был «Клан Сопрано». Но на фильм я трачу час при увеличенной скорости, а на сериал надо потратить очень много времени, чтобы узнать всю историю.
«Черное зеркало» очень удобно в этом смысле. Каждая серия — отдельный фильм. Но последний сезон мне не понравился, даже не досмотрел до конца, ни одна серия не зашла. Может, потому что стали работать на количество: было по три серии в сезоне, а стало в два раза больше. Была серия про «Стартрек» (1 серия 4 сезона). Такая замечательная, очень мне понравилась. Я подумал — вот оно, «Черное зеркало», которое я люблю. И вдруг концовка, которая просто убивает всю логику.
— Галустян, Невский и другие высказывают недовольство вашими обзорами. Как далеко заходили конфликты с киношниками?
— Михаилу Галустяну я принес извинения. В одном обзоре я оскорбил людей, это моя ошибка, нельзя так делать. С тех пор я костерю персонажей, как могу, но не перехожу на личности. Шуточки бывают, но не уничижительного характера. С Галустяном все закончилось полюбовно, у нас друг к другу вопросов не осталось. С Enjoy Movies (Баженов часто критикует фильмы этой кинокомпании братьев Андреасянов) все нормально, я зачастую даже общаюсь с людьми, которые там работают. Узнаю у них, чего мне ожидать на новый обзор (смеется), заранее морально готовлюсь.
Над Александром Невским я подшучиваю, конечно. Он грубил в ответ. На контакт идти не захотел. Обидно, ну, да ладно. Когда я выпустил обзор на «Кавказскую пленницу!» (ремейк 2014 года), позвонил неизвестный, пообещал голову проломить. Да и все, больше конфликтов не было.
— Кому надо срочно дать «Оскара», а у кого — забрать, если вручали?
— Честно говоря, за «Оскаром» перестал следить, происходящее там меня удручает. По-моему, в прошлом году были опубликованы документы, описывающие, как отбирают фильмы на эту премию. Там нет места беспристрастным оценкам. Многие даже не смотрят кино, которое выбирают. Выдают награду во многом исходя из политических предпочтений, смотрят на то, что и где человек говорил. Либо, наоборот — фильм замечательный и великий, но мы не дадим ему никаких наград, потому что его снял Мел Гибсон. Ну, да, он антисемит, жене своей угрожал, никто не спорит. Но мы же кино оцениваем?
— Тогда давайте просто: самый недооцененный и самый переоцененный актеры сейчас?
— Мне все время обидно за Барри Пеппера и Сэма Рокуэлла. Много снимались в хороших фильмах, но их часто не замечали. Рокуэлл в последнее время выстрелил.
Переоцененных сложно назвать, сейчас нет такого почитания, как было в 2000-х. В свое время поднимали Джонни Деппа, Тома Круза, Роберта Дауни-мл., Уилла Смита.
— Ближайший фильм в прокате, который вы с нетерпением ждете?
— Я бы с удовольствием посмотрел «Миссия невыполнима». Я понимаю, что это развлекательное кино, но мне нравится этот цикл. Жду, безусловно, все фильмы, к которым причастен Джемс Ван («Пила», «Астрал», «Форсаж 7»). Особенно его ужасы. Очень нравится то, что он делает. Жду комедию Каримова «Днюха». Меня пугает трейлер, это какой-то ужас. Надеюсь, что там останется хоть немного Романа Каримова («Неадекватные люди», «Вдребезги»), который мне нравится как режиссер. Жду «Непрощенного» Сарика Андреасяна. Трейлер меня тоже спугнул, но очень интересно посмотреть, что он в итоге снял. И, конечно, жду «Клубаре» от Басты, потому что предыдущим фильмом («Газгольдер») он установил какую-то невероятную планку нелепости. Ужасно смешное кино, надеюсь, второе будет еще смешнее.