За три последних года Антону удивительным образом удалось примирить яркий пиксельный стрит-арт и хмурое отношение обывателей к рисованию на стенах.
— Началось с того, что я нарисовал Раневскую. Просто хотел закрасить рекламу наркотиков на стене, мимо которой часто ходил, — рассказывает «Нации» Антон. — Это и был мой первый рисунок. Ни с кем не договаривался. Просто взял и сделал. Не понравилось бы — закрасил бы за свой счет. Но людям понравилось. Оценили, признали. Поэтому и продолжаю рисовать.Тимченко — самоучка. Рисовать он начал только три года назад. Его профессия — специалист по защите информации, закончил «радик», местный радиотехнический институт. Но еще студентом понял, что к антихакерству душа как-то не лежит.
— Я на третьем курсе уже начал работать сам на себя — занялся воздушными шарами, и уже не хотелось идти работать внаем. Я решил продолжать свое дело… Кстати, стена, на которой я первый рисунок сделал, рядом с моей работой была.
Дебют не сохранился — портрет Фаины Георгиевны с ее цитатой «Я знаю самое главное, я знаю, что надо отдавать, а не хватать» заслонили другой стеной. Но возникла другая Раневская, в другом районе и с более изощренной фразой: «Всё сбудется, стоит только расхотеть». И прямо скажем, настенный портрет великой актрисы вышел весьма современным поп-артовым ответом местному памятнику из металла.Но не только Раневской жив Таганрог. Поэтому на стене Старого вокзала у площади Восстания скоро появилась царственная фигура Екатерины II, на многоэтажке на улице Дзержинского — канонический Чехов в кресле. А затем Антон, как писали местные СМИ, «замахнулся на Александра Лакиера» — жившего в Таганроге в XIX веке русского историка, первого классификатора русской геральдики — довольно известного, но хорошо забытого. Чтобы вспомнили.Фишка его стрит-арта в том, что вблизи рисунок кажется размытым — и только на расстоянии складывается в единое целое.
— Да нигде я не подсмотрел эту технику, — Антон немного сердится. — Просто первая стена была кирпичная, и я подумал, что можно нарисовать пикселями. Кирпичи сами «подсказали». Это не граффити, граффити рисуют баллончиками, а я рисую краскопультом, кисточками, аэрографом. От идеи до воплощения уходит около месяца. Рисую, в основном, за свой счет, но иногда люди помогают деньгами на материалы, скидывают донаты. Это поддерживает. А прибыли никакой от стрит-арта у меня нет.
Кстати, краска на такие портреты уходит буквально ведрами. Десятилитровыми. Если учесть, что квадратный метр обходится в 300-400 рублей, а масштабы рисунков — 20-250 кв.м, слово «бескорыстно» приобретает особый размах.От великих исторических персонажей Антон перешел к известным современникам, но тоже землякам — актерам: это народные и заслуженные Федор Добронравов, Павел Деревянко, Владислав Ветров.
«Он делает Таганрог ярче», — радуются все наши без исключения коллеги, от правительственной «Российской газеты» до развлекательного «Пикабу». «И обязательно было испортить этим муралом здание с исторической ценностью!», — надрываются хейтеры в коментах.
Больше всего эмоций вызвал портрет актера Влада Ветрова в образе Сергея Тимирева из фильма «Адмиралъ» на стенке бывшего детсада в центре города (пер. Спартаковский). К миротворческой цитате: «Всё, что нам нужно — это сочувствие и терпение» некто несогласный приписал черным по зеленому: «Сочувствие — чудилам, терпение — терпилам».
Художник не расстроился — ликвидировал каракули. Но дальше — больше.
— Четыре раза я этот портрет восстанавливал, — вспоминает Антон. — В итоге кто-то решил эту стену взорвать. Заложил самодельное взрывное устройство. Рвануло. Приехала полиция, пожарные, посреди ночи все это было. До сих пор там остался след — углубление в земле от взрыва. Но стена стоит.К хейтерам Антон относится философски:
— Это всегда так. В соцсетях, везде. Чем бы ты ни занимался, что бы ни рисовал, обязательно кто-нибудь подойдет и скажет, что он против.
Актеры, кстати, совсем не против. Ветров поделился своим портретом в фейсбуке. Павел Деревянко радостно запостил пиксельного себя в инстаграме, собрав тыщи лайков. На рисунке он вместе с легендой Таганрога — Сергеем Бурлаковым, спортсменом с четырехкратной ампутацией (обе руки и обе ноги), которого восхищенные иностранные журналисты прозвали «Человек планеты».Сейчас у художника на очереди два знаменитых сочинителя песен: поэт Михаил Танич («Черный кот», «Комарово», «На дальней станции сойду», «Ходит песенка по кругу», «Белый лебедь на пруду» и многое-многое другое) и рокер Рома-Зверь, признанный даже Каннами (получил приз Каннского кинофестиваля за саундтрек к фильму Кирилла Серебренникова «Лето».)
А скоро свою стену в Таганроге обретет и «голос поколения», блогер-журналист Юрий Дудь.
— Дудь недоделанный пока. Он не из серии портретов таганрожцев. Это мой личный выбор. Сам портрет уже нарисован, на стене на улице Шевченко, но в целом работа не доделана. И я пока выбираю цитату.Стрит-арт, зрителем которого может стать любой прохожий, в Москве, Петербурге и некоторых миллионниках уже захватил десятки улиц и переулков и даже дорос до своего всероссийского фестиваля в Тюмени — «Морфология улиц». Но Таганрог — маленький, бескорыстных творцов здесь просто меньше на квадратный километр.
Однако очень может быть, что пиксельный стрит-арт Антона Тимченко станет отправной точкой целого движения и одной из десяти причин, зачем туристу нужно ехать в Таганрог. Антон, которого хочется назвать несовременным словом «энтузиаст», в свой город по-настоящему влюблен.
— У Таганрога очень богатая история. Здесь жили люди, которые сильно развивали культуру в свое время. Дух этот остался. Здесь очень красивая, на мой взгляд, ценная архитектура. Здесь хорошая атмосфера, климат, воздух. Что еще? Люди приятные. Театр, прогулки, море, набережная — это все прекрасно и замечательно, и всем этим мне очень нравится Таганрог.
А стрит-арт — это часть культуры, а она нужна любому человеку, где бы он ни жил. Люди к этому тянутся. Это просто отдельный вид искусства, который относительно недавно появился и активно развивается. Как и всякое искусство, стрит-арт неоднозначен и не всем нравится, и не всем полезен. Но он заставляет смотреть на мир другими глазами, видеть что-то новое, пытаться понять. Абсолютно то же самое можно сказать про любые работы в любом музее мира. Так уж нужны они людям? Мне кажется, очень нужны.
Это новый проект журнала «Нация» — «Соль земли»: о современниках, чьи дела и поступки вызывают у нас уважение и восхищение. Расскажите о нашем герое своим друзьям, поделитесь этим текстом в своих соцсетях.