Этой публикацией «Нация» открывает серию репортажей с крупнейшей гонки Евразии «Шелковый путь». В первой серии мы знакомим читателя с нашим героем — известным фотографом ралли Сергеем Поливцом — и рассказываем, что пришлось пережить ростовской команде в труднопроходимой астраханской пустыне с барханами.
В Астрахань, где в этом году начался «Шелковый путь», ростовская команда отправилась с Театральной площади за два дня до начала гонок. Вместе с нашим экипажем: фотограф с мировым именем Сергей Поливец, издатель «Нации» Владимир Денисов и ректор Южного университета (ИУБиП) Имран Акперов — в путь выдвинулась и донская команда «Старики-станичники».
Пилот нашего пресс-кара Сергей Поливец всегда находится в центре особого внимания журналистов. Это он привозил в Ростов свои снимки с прошлых сезонов «Шелкового пути», с ралли «Золото Кагана», «Ренат-Транс», с южноамериканского Дакара и многих других знаковых соревнований. На различных носителях Сергей хранит около миллиона фотографий. Его внедорожник Nissan, прошедший сотни тысяч километров, обклеен логотипами всех гонок, на которых он бывал. А на капоте сияет свежеотпечатанная эмблема нашего издательского дома «ЕвроМедиа».
— Из-за этих наклеек многие ростовчане, когда видят мой автомобиль, думают, что он гоночный. Это говорит о том, что культуру автоспорта нашим землякам еще нужно прививать. Чем мы, собственно, и занимаемся, — смеется Сергей.
Действительно, ралли — это вам не безрассудные гонки лихачей по Театральной площади ночью. Чтобы стать таким же крутым как, например, Себастьян Леб (самый титулованный раллист за всю историю, не раз попадавший в объектив Поливца), нужно соревноваться с сильнейшими. В гоночном экипаже всегда три человека: пилот (водитель), штурман и механик. Нагрузки, которые испытывают гонщики на соревнованиях, сравнимы с теми, что переносят летчики или космонавты. Прийти к финишу, одолев все участки с препятствиями, да еще умудрившись не перевернуться, не разбить машину вдребезги — это целое искусство. Зато уровень адреналина зашкаливает и у участников соревнований, и у зрителей.
Фотографировать ралли — дело тоже весьма рискованное. У Сергея, как у бывалого, есть свои личные правила безопасности:
— Разумеется, нельзя ни в коем случае выходить на трассу, поворачиваться спиной к движущемуся транспорту, стоять в стороне заноса. Если автомобиль «понесет», вас может зацепить. Одежда должна быть яркой, надеваем на себя светоотражающие спецжилеты. И никаких костюмов цветов «хаки», иначе водитель вас спутает с естественным препятствием. Работать нужно на открытой местности, нельзя прятаться в кусты, как делают неопытные фотографы. Мы, журналисты, будем выезжать раньше всех и искать место, где можно запечатлеть наиболее зрелищные моменты — там, где машина может подпрыгнуть, пыль поднимется, или где красивый занос получается... Если ошиблись — считай, день прошел зря. Попадая в пустыню, мы должны защитить свои глаза, обязательно должны быть поляризационные очки.
6 июля наш пресс-кар доехал до Астрахани, где за день до старта организаторы гонки устроили пресс-конференцию. Руководитель проекта «Шелковый путь» Владимир Чагин поведал журналистам, что в этом году маршрут будет проложен исключительно по территории России. Проведя три дня в астраханских песках, гонщики преодолеют Дагестан и Чеченскую Республику: регионы, где гонка еще ни разу не проводилась. Затем участников ждут бескрайние просторы и солончаки Калмыкии, а потом степи Волгоградской области. Лишь самые стойкие доедут до Москвы, где и пройдет финал 16 июля.
В честь 350-летия Петра Первого в этом году на ралли открылась новая категория — Гранд тур «Дорогами Петра». Ростовская команда «Старики-станичники» как раз и отправилась по этому маршруту, отыскивая контрольные пункты, связанные с биографией Петра I. Экипаж Поливец-Денисов-Акперов последовал за спортсменами.
Итого за десять дней участникам ралли придется преодолеть путь длиной в 4500 км. Больше половины маршрута занимают спецучастки с песками, дюнами, грунтовыми дорогами и слепящим мелким песком феш-феш.
После конференции в новостных лентах стали появляться заголовки о «самой жесткой трансконтинентальной гонке».
— Э, нет, «Шелковый путь» — это не самая жесткая гонка. По крайней мере, не жестче, чем Дакар, — говорит Поливец. — Особенность «Шелкового пути» в этом году в том, что здесь мало иностранцев и мало мировых звезд. В прошлые разы приезжали и Стефан Петерансель, и Себастьян Леб, и Сириль Депре и даже принц Саудовский Аравии. Зато сегодня мы наблюдаем хороший внутренний чемпионат. Побывать здесь советую каждому, кто засиделся в офисе. Поверьте, это может изменить вашу жизнь раз и навсегда. Как со мной, например, случилось. Здесь я работаю и путешествую, совмещаю приятное с полезным, обретаю новые знакомства.
Уже следующим утром экипажи из 20 стран приняли участие в так называемом прологе на берегу Волги. Как поясняет Сергей, пролог во всех гонках — самая короткая дистанция и самая предсказуемая: тот, кто доехал до финиша, не причинив урон машине, тот и доказал свое мастерство. По песчаному 5-километровому участку вдоль живописного берега Волги пронеслись грузовики, внедорожники, квадро- и мотоциклы. Прямой скоростной отрезок вдоль реки сменяла узкая извилистая часть, а изюминкой пролога стал песчаный бархан, создавший проблемы многим участникам.
Даже выступающий в классе мотовездеходов опытный гонщик, бывший российский пилот «Формулы 1» Никита Мазепин признался, что пролог стал для него сюрпризом:
— Атмосфера реально крутая, но я не ожидал такого. Круто, что у зрителей есть возможность очень близко подойти, летают вертолеты, отличная погода, ходят баржи по Волге, поэтому мне очень понравилось… Но, к сожалению, у меня дали сбой приборы. Поэтому штурману трудно пришлось, когда нужно было «отбиваться». Но в общем, мне кажется, что первый старт, первый финиш — не много значат. Самое главное, что мы до него доехали.
Фортуна в этот день была на стороне россиян. В зачете большегрузов победил Эдуард Николаев из «КАМАЗ-мастер» — одной из самых титулованных команд ралли «Шелковый путь». В зачете мотоциклов — многократный участник Дакара, знаменитый Алексей Наумов из Troyka Team. В категории внедорожников абсолютным лидером стал Андрей Рудской из команды NG-Energo. А самым быстрым и ловким квадроциклистом оказался представитель команды CHYR MARI Александр Максимов. Победителей чествовали на площади перед Астраханским театром оперы и балета.
После пролога гонщики занимались ремонтом: кто-то менял коробку передач, у кого-то были поломки ШРУСов, у другого деформировался кардан. Словом, работа кипела так, будто спортсмены проехали не 5, а 500 километров. Что же будет с их машинами после длинных участков?
Сергей успокаивает, что следовать за гонщиками по их же дороге ростовчане не будут:
— Иначе наша машина очень быстро в буквальном смысле развалится на куски. Для нас предусмотрен специальный участок. У гонщиков, чтобы вы понимали, каждый день ремонт, замена деталей, а то и полная разборка. А мы же сможем починиться только в Москве. Поэтому будем беречь свой пресс-кар.
В конце дня расположились в бивуаке — специальном палаточном лагере, в который после финиша приезжают гонщики, механики и штурманы, журналисты, гости команд и немногие счастливчики из числа болельщиков.
— Бивуаки расположены, как правило, на расстоянии 450–600 километров друг от друга. Какие спартанские условия, вы о чем? Сервис здесь на высшем уровне. Мы приезжаем, принимаем душ, идем в спортивный ресторан, ужинаем, просматриваем материал, который отсняли за день, и готовимся к следующему дню, — рассказывает Сергей.
Фотограф допоздна увлеченно работает с отснятым материалом и лучшие снимки отправляет журналистам.
— Когда я начал этим заниматься, понял, что фанатов ралли в мире очень много. Некоторые мои гоночные снимки были интересны первому вице-премьеру по энергетике Китая. Он рассказал, что учился в провинции, где проходила гонка. Мои фотоальбомы есть и у президента Туркменистана, и у принца Монако, и у многих известных политиков России. Много простых людей при случайной встрече говорят мне «спасибо». Это очень приятно, — делится Поливец.
Далее по расписанию — круговой этап в 290 километров со стартом и финишем в Астрахани. В условиях почти африканской жары каравану ралли пришлось преодолеть дюны, грунтовые покрытия и песок. На круговом этапе гонщики впервые столкнулись с солончаками: это сложное покрытие, и если на нем остановиться, можно уже не тронуться с места. Солончак — это высохшее озеро, сверху сухо, а внутри оно может таить грязевую ловушку.
Особенно непросто было экипажам грузовиков. Складывалось ощущение, что участники решили поиграть в поддавки, и один за другим ввязывались в разные проблемы. Белорусы Сергей Вязович и Алексей Вишневский (команда «МАЗ-СПОРТавто») добрались до финиша первыми, но с пробитыми от перегрева колесами. А занявший 2 место Дмитрий Сотников из команды «КАМАЗ-мастер» финишировал без карданного вала!
— Что для меня скорость? Сам не знаю. Один раз попробуешь — и всё, уже не оттащить. Хочется ехать все быстрее и быстрее. Сегодня нам дали нормальный спецучасток. Очень жесткий. Мы приехали и привезли только полмашины — без одного привода, без 5-й и 6-й передач. Наверное, слишком быстро ехали по такой дороге. Но удовольствие все равно получили, — поделился эмоциями победивший в зачете внедорожников Владимир Васильев.
Этап выдался непростым не только для гонщиков. Пробило колесо и у нашего пресс-кара, на котором проехали в этот день около 200 км.
— Конечно, большинство зрителей здесь — это отъявленные фанаты ралли, — говорит Поливец. — Мне, например, всегда интересно наблюдать за гонками вживую. А как фотографу мне интересны не только автомобили, но и люди, сидящие в них: как правило, это звезды мирового спорта. Когда они едут, у меня просто дух захватывает. И снимки получаются очень динамичные, красочные.
На следующий день предстояло одолеть еще один кольцевой этап протяженностью 385 километров. Все те же астраханские дюны, грунтовое покрытие, песок и палящее солнце. Пейзаж напоминает Арабские Эмираты. Гонщикам пришлось преодолеть и знаменитый бархан Большой брат, высота которого варьируется от 11 до 20 метров.
Второй день подряд в зачете внедорожников два первых результата на финише спецучастка показала команда Владимира Васильева и Дениса Кротова. Гонщики в этот день выиграли и этап чемпионата России по ралли-рейду «Золотой Каган», который проводился в рамках «Шелкового пути».
— Песков больших не видел, но наш любимый астраханский Большой брат был, поэтому можно сказать, что пески большие проехали. У нас была сегодня какая-то остановка по бездорожью. Там ступенька такая, что у меня машину аж заклинило, она встала и стоит. Оказалось, автоматически встала в ручник! Не знаю, что это такое. (Смеется.) Вышел, посмотрел — все нормально. Я думал, у меня колеса там поотлетали. Колеса целые. Сел — не едет. За ручник подергал — поехал. Странная история вообще, — рассказал пилот экипажа Владимир Васильев.
К слову, технические проблемы могут навредить даже основным фаворитам любой гонки. На 2 этапе гонщик команды «КАМАЗ-Мастер» из-за поломки не мог вести борьбу за лидерство. Но работа механиков в бивуаке не прошла даром. В субботу Сотников выиграл третий этап.
Дальше «Шелковый путь» через Калмыкию приведет гонщиков в столицу Чеченской республики и Республику Дагестан. Подробнее об этих этапах гонки — в следующем репортаже.