События

Как стать сценаристом сериалов в России: сколько платят, как обманывают

Сценарист фильма «Викинг» и сериала «Мурка» Андрей Рубанов — о том, почему вам не нужно работать в кино.

5 Октября 2017

Когда мы говорим о кино, мы прежде всего должны радоваться, что оно у нас в России вообще есть, и его знают в мире.
С этой счастливой мысли и следует начинать любой разговор про кино.

Большой экран, то есть полнометражные картины, которые мы смотрим в кинотеатрах за деньги — это один вид кино. Телесериалы с продолжением — это совсем другой вид.
Полные метры делать проще. Сериалы — гораздо труднее.

За одну серию телесериала можно получить 150-500 тысяч рублей. Топовые авторы получают по десять тысяч долларов. Это очень возбуждает новичка.

Каждый начинающий сценарист полон собственных оригинальных идей и готов предложить продюсеру один или несколько готовых, загодя написанных сценариев.
Это правильно. Без набора свежих идей вам нечего делать в кино.
Но вы должны быть готовы к тому, что на первой же встрече с продюсером все ваши идеи будут отвергнуты, а сценарии признаны слабыми. Но, если повезет, продюсер предложит свою идею.
Он будет долго рассказывать вам свою историю, и вы уйдете, пообещав что-нибудь написать и прислать. Вы вроде бы уже попали в кино. Вы пишете сценарий для знаменитого продюсера!
С этого момента и на многие годы вперед вы будете расписывать чужие идеи, а ваши собственные останутся в папке «старые файлы».
Потому что в кино у всех есть свои идеи, и каждый, от художника до монтажера, заинтересован в реализации собственных творческих амбиций, а никак не ваших.

Даже если вдруг вам невыносимо повезет, и вы продадите свой готовый авторский сценарий, и его купит знаменитый продюсер или режиссер, и снимет фильм — этот фильм будет иметь мало общего с тем, что вы ожидаете. Это будет не ваше, сценариста, кино, а чужое. Это будет кино продюсера, режиссера, знаменитого актера в главной роди — но не ваше.
Глядя на экран, вы с большим трудом узнаете в этих странных идиотах — своих персонажей, умных и многозначительных.
К этому нужно быть готовым и заранее укрепиться духом.
Каждый написанный сценарий — плод тысячи компромиссов. С первых шагов надо сразу учиться отстаивать свои идеи, проявлять сильную авторскую волю, навязывать свой вариант картины мира. Если вы этого не делаете, если вы не сражаетесь за свой результат, если вы не за искусство — вам не нужно работать в кино.

Андрей Рубанов. 1969 года рождения. Писатель и сценарист. В 2005-м выпустил дебютный автобиографический роман «Сажайте, и вырастет» — о жизни нелегального банкира в 1990-х и своем пребывании в СИЗО «Лефортово» и «Матросская тишина». Автор книг «Хлорофилия», «Готовься к войне!», «Патриот» и др..
Автор сценариев к фильмам «Викинг», «Вратарь Галактики», «Маргелов», сериалу «Мурка» (Первый канал). Колумнист журнала «Нация».


В сериальном производстве неплохо платят, это правда. За одну серию телевизионного сериала можно получить 150-500 тысяч рублей. Топовые авторы получают десять тысяч долларов за серию. Это очень возбуждает новичка.
Есть множество счастливых историй о том, как начинающий сценарист получил хороший заказ, быстро и с удовольствием написал сериал, получил круглую сумму и год со всей семьей прожил в Таиланде.
Но хорошие заказы поступают нерегулярно, и месяцы успеха и благополучия однажды сменяются годами простоя.
Кураж уходит, появляется рутина.
Однажды вы можете обнаружить, что сочиняете чужие истории, по заказу чужих людей, про чужих героев, которые вам давно надоели.

Мир сериала должен быть сразу полностью понятен. Например: война, партизаны, фашисты. Или: кухня, жена, муж.

Сериалы производят независимые студии, productions. Их несколько десятков в стране. Но вся продукция этих студий делается на заказ, на деньги телеканалов. Поэтому студии называются «независимыми» для красоты: на самом деле они обслуживают интересы тех, кто платит.
Каналы же заняты борьбой за аудиторию и рейтинг, и требования у каналов очень жесткие.
Федеральные каналы: Первый, «Россия-1», НТВ, — работают на аудиторию старшего возраста.
Каналы ТНТ и СТС сражаются за молодежь.
Каналы точно знают, чего хотят. Прежде всего им требуется попадание в определенный жанр.
Такие жанры, как фантастика, триллер, хоррор, мистика, каналы не интересуют. Иногда что-то выходит — например, отличный триллер «Метод» режиссера Юрия Быкова и продюсера Александра Цекало — но в порядке эксперимента. Продать фантастику, фэнтези, хоррор невозможно, это слишком узкий жанр.

Основные жанры нашего сериального производства — это традиционные мелодрамы, детективы, полицейские боевики, комедии.
Все каналы как один в первую очередь хотят видеть современный материал. И очень неохотно берут материал исторический, потому что снимать его сложно и дорого, но по факту исторические сериалы делаются и всегда будут делаться. Например, сейчас снимают сериал «Тобол» по книгам Алексея Иванова.
Каналам не нужны слишком «умные» или «заумные» истории, каналы не хотят «грузить» зрителя. Мир сериала должен быть сразу полностью понятен. Например: война, партизаны, фашисты. Или: революция, чекисты, бандиты. Или: кухня, жена, муж.

Бюджет одной серии «Мурки» — 300 тысяч долларов. Бюджет одной серии британского «Табу» — почти полтора миллиона долларов.


Сценаристы внимательно отсматривают новинки сериального рынка. Сценаристы внимательно наблюдают за продукцией мировых лидеров: HBO, BBC, Netflix. Сценаристы хотят, чтобы в России снимали свои «Фарго» и «Подпольную империю».
Сценаристы понимают, что в ближайшие годы продукция такого уровня в России не появится.
Американские и английские качественные сериалы, которые все мы пересказываем взахлеб и смотрим часами напролет, — стоят в пять раз дороже российских.
Бюджет одной серии сериала «Мурка» — около 300 тысяч долларов. Бюджет одной серии британского сериала «Табу» — почти полтора миллиона долларов.
Хороший американский сериал снимается со скоростью 2-3 минуты в день. Российский сериал снимается со скоростью 8-10 минут в день.
Это не единственная причина, по которой российские сериалы слабее и хуже британских или американских.
Другая причина — производителям российских сериалов вообще не нужно конкурировать с Западом, они делают продукт исключительно для внутреннего потребления.
Эту ситуацию сформулировать легко, но смириться с ней трудно.
Мысль о том, что ты делаешь товар заведомо не высшего сорта, очень злит и портит удовольствие от работы.

Чтобы продать сценарий, следует написать два технических документа: заявку и синопсис. Для начала лучше ограничиться заявкой: это полторы страницы текста, в котором изложено все, что происходит в вашем фильме, в максимально выгодном и заманчивом виде.
Синопсис — то же самое, но расписанное на 5-10 страниц.
Если руки чешутся — можно написать страниц десять готового текста с диалогами: начало первой серии.
Ни в коем случае не следует писать весь сценарий, пока он не куплен заинтересованным продюсером. Это будет время, потраченное впустую. Все равно, если купят, придется переделывать, и не по мелочи, а полностью.

Кино в большой степени держится на энтузиазме новичков. Громадные толпы энергичной молодежи всегда готовы работать в кино бесплатно или за маленькие деньги. Опытные продюсеры пользуются этим. Начинающего сценариста могут обмануть. Такие случаи — к сожалению, почти правило.
Поэтому, если есть хоть малейшая возможность — при заключении договора лучше нанять юриста, и не простого, а юриста из кино, знающего специфику. Он возьмет примерно 5% от суммы договора.
Либо сценарист вынужден будет сам внимательно читать договор и вникать в каждую мелочь.
Типичный способ обмана: продюсер обещает миллион, но авансом готов выплатить только 100 тысяч. Радостный автор берет аванс и убегает: он работает в кино, он подписал договор! Возвращается, написав весь текст. Затем продюсер говорит, что текст его «не устраивает» — и разрывает договор. Права на написанное остаются у него.
В особо тяжких случаях продюсер заставляет сценариста переписать работу, улучшить, поправить, дотянуть. Автор ходит к продюсеру месяцами. И все равно не получает обещанного. Такими фокусами часто увлекаются мэтры нашего кино: берут новичка, платят копейки и отправляют с богом. Будь доволен, что работал с корифеем, пригодится для фильмографии.

Сценарий сериала делается один-два года.
Очень часто бывает срочная работа, когда надо написать, например, 10 серий за два месяца, но это чрезмерная нагрузка, никому не пожелаю.
На хорошем производстве сценарий начинают делать зимой, а к весне понимают — можно ли начать снимать в этом году осенью, либо можно перенести на следующий год.
Полный цикл производства — от начала работы над сценарием и до премьеры — занимает примерно 4 года.

Кино — это не литература. Это коллективное творчество. Тому, кто не имеет вкуса к коллективной работе, в кино трудно задержаться. В кино надо привыкать к тому, что все твои идеи, рожденные в интимных судорогах, будут грубо раскритикованы и отвергнуты.

Для меня авторитет — Володарский. Я его работы внимательно смотрю и его фигуру уважаю. Он написал сто сценариев. Он великий.
Я вообще предпочитаю обращаться к образцам российского и советского кино, а уже потом смотреть на Голливуд. Мы не в Голливуде.
Из сегодняшних лучший — Олег Маловичко. Он делал «Метод» и «Притяжение». Еще есть Михаил Идов, он делал «Лондонград» и «Духлесс-2».

Кино — это сложное высокотехнологичное производство. Обучение профессии в любом случае занимает годы. У кого нет возможности потратить пять лет на институт кинематографии, тот может получить образование в другом месте. У Александра Митты есть своя школа сценаристов. Есть школа Молчанова. Есть школа CWS Майи Кучерской. Пройти какие-то курсы обязательно надо. Учебника мало, нужен живой специалист. Десять занятий обойдутся в 30-40 тысяч рублей. Писать за это время научиться нельзя, но преподаватель зато ответит на все ваши вопросы и даст верное направление и разгон.
Сейчас хороший профессиональный сценарист знает английский язык, ходит на семинары, берет онлайн-курсы и слушает лекции приезжих звезд. Индустрия не стоит на месте, — если не будешь повышать квалификацию, однажды тебя не позовут.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: О КИАНУ РИВЗЕ В РОЛИ ЧЕХОВА, О ХОРОШИХ И ПЛОХИХ СЕРИАЛАХ — РАССКАЗЫВАЕТ ВАЛЕРИЯ БАЙКЕЕВА

СЦЕНАРИСТ СЕРИАЛОВ «ОПТИМИСТЫ» И «ЛОНДОНГРАД» МИХАИЛ ИДОВ СРАВНИЛ НАШЕ И АМЕРИКАНСКОЕ ТВ И ПОДСКАЗАЛ ОТЕЧЕСТВЕННЫМ СЕРИАЛЬЩИКАМ СПОСОБ ЗАВОЕВАТЬ МИР