Люди

Виталий Пика: «15-летних прет, и меня прет. Только мне 30»

Автор «Патимейкера» — о мореходном прошлом и дне сегодняшнем: гульках, треньках, трэп-хатах.

автор Екатерина Максимова/фото соцсети героя

24 Октября 2016

«Патимейкер» ростовского рэпера Виталия Пики стал хитом №1 этого лета. Мы следили за нарастающей популярностью песни: вот ее в своем инстаграме выложил Жан-Клод Ван Дамм, вот парень-баянист сделал популярный кавер, — и договаривались с Пикой об интервью. Он не отказывал, но раз за разом куда-то пропадал.  



— Чего ты так долго к нам шел?
— Не слежу, бывает, за временем, увлекаюсь очень. Как-то тупо говорить: не хочу внимания и славы, раз начал этим заниматься. Есть расписание на неделю, но случиться со мной может что угодно: ночные гульки, треньки, забивка татухи, трэп-хата. Мне за временем следить очень тяжело. Вот у меня через полтора часа тренька, давай следить вместе, чтобы я не пропустил.

— Согласна. Тренька — это ты с детьми брейк-дансом занимаешься?
— Да. Несколько лет уже тренирую. Но сейчас я на два месяца заморозил школу. На Западном большой спортивный комплекс, я пошел туда и сам заниматься,  и детей тренировать. Трудоустроился. Там у меня уже несколько лет трудовая книжка с записью «тренер танцевального зала» и, наверное, отчисления в пенсионный фонд. Там нормально, только пришлось отстаивать зарплату, теперь по процентной ставке получаю больше, чем фитнес-инструкторы. Это победа.

«Несерьезно, но с любовью» — я так все делаю.


— Это нормально, по-ростовски. Я думала ты не ростовский, раз так мало интервью. Мы ж обычно внимание любим.
— Нет, я коренной. У меня все донские казаки. Но ты знаешь, что такое казаки, все казаки — гибриды, в них все перемешано. Моя бабушка вообще больше всего на турчанку похожа. Я ростовский, с Нахичевани, все нормально. А давать всем подряд интервью — зачем? Не вижу смысла. То, что я делаю — это мое интервью. Все что хотел, я сказал в песнях.

— Ты так сказал, что у «Патимейкера» уже 10 миллионов просмотров на YouTube.
— Там несколько видосов. Один почти 10 миллионов набрал, второй — почти 9, еще один — 7. Короче, умеют люди правильно ставить хэштеги. На моем канале только 2,5 млн. А они вон как красиво запульнули мое видео.

— А помнишь день, когда проснулся знаменитым? Не знаю, Малахов позвонил: будем делать очередную ДНК-экспертизу, ты тоже приходи со своим «Патимейкером».
— Малахов? Не звонил пока. «Муз-ТВ» — это показатель? Ладно, нет, наверное. Вот! «Патимейкер» в iTunes был на 15-м месте в топ-100 всего мира. И даже сейчас в тридцатку входит.


— Считал, как монетизировался «Патимейкер»?
— Так прям не считал. Идут отчисления с iTunes, это приятный бонус, но они не очень большие, не буду говорить, сколько. YouTube вообще ничего не принес. А так, как обычно в России, зарабатываем по старинке — концертами. Туры — основной мой источник доходов. Живые деньги, гонорары за концерты. Совсем недавно был ночной концерт в Харькове, две тысячи народу пришло, офигенный был концерт. Я сейчас больше езжу с ночной программой, и немного грустно, что туда не пускают моих любимых тинейджеров. Люблю их, эти 15-16-летние — самые активные. Как я. Только мне 30. Их прет, меня прет. Отлично.

— С этими молодыми любимцами приходится сдерживаться, следить за собой? Я про мат. В твоих песнях немало матерщинки.
— И немного совсем матерщинки. Там, где не чувствуется, что надо, я ее не вставляю. Мат — это ж мощная сила.
 … [Фаллос] — не просто набор звуков, это мужская сила прямо из древних рун приходит в мою песню. А почему пацаны малые на стенах это слово пишут? Подсознательно, потому что там большой смысл. Это они к альфа-силе присоединяются, к жизненной мощи. У нас кульура немножко ханжеская. А в Испании или на Бали на деловые переговоры можно прийти в рубашке с фаллическими символами. Культ … [фаллоса] везде, просто где-то это скрывают. У нас скрывают. К «сучке» в «Патимейкере» все привязались — вообще литературное слово. «Похрен» — тоже энергетический вброс, но пулять его полезно только там, где надо. Ты же слышишь, я не «блякаю» через каждое слово? И я не в восторге совсем, когда кто-то «блякает», долго я это слушать не буду. Иногда я два-три слова каких-нибудь скажу за всю речь, когда что-то важное надо объяснить, усилить аргументы. Короче, все: если мат здесь есть, значит, так надо.


— Ок. А ты как относишься к тому, что люди на концерт приходят и ждут от тебя только «Патимейкера»? Ничего больше не знают.
— Первое. Я вообще не намерен свою музыку оправдывать. Она такая, какая есть. Второе. Как к этому можно относиться? «Несерьезно, но с любовью» — я так все делаю. И «Патимейкера» тоже. Стеб — отличная стратегия. Я всегда в песню подмешиваю задирку какую-то, что-то дерзкое, но непринужденное, ни к чему не обязывающее. Из моих первых песен ясно, что я делаю не только бум-бэп рэп. Я вырос на разной музыке. Все деньги спускал сначала на кассеты, потом на диски. Просто ужас, все мои детские бабки ушли на новинки хип-хопа, танцевальной музыки, электронщины и драм-энд-бейс. По голове мне ударили The Prodigy, а Onyx — это вообще начальная школа, но я сразу почти в них воткнул, ни одного слова не понимал, но энергия, такая прямо жизнь там была. А я всегда был дикий, любил поорать. Я совсем разные вещи делаю. Послушай «Ганджубас», «Пой, туман», «Фон для секса», «Звук» — там все разное. У меня куча идей и куча материала, из которого можно сделать хорошую танцевальную вещь. Сатира, стеб — один из лучших вариантов, чтобы получился хит. Только без наставлений, без учений «как надо». Никакой поучительной тягомотины.


— Как ты попал в мореходку?
— Мама меня решила спасать. Мне повезло, что у меня мама любящая, дедушка классный и бабуля педагог. Они оберегали меня, но потом лет с тринадцати уже не могли меня найти. Что сделаешь? Нет меня дома, я по каким-то клубчикам гуляю. Когда я был в девятом классе, мама стабильно ходила в школу слушать, как я ее никогда не закончу. Вот и получилась мореходка. Год я был прилежным студентом, стригся под «единичку». Форма, китель, погоны, вахты, поднятие флага — круто же, мне дико нравилось. Однажды попали в восьмибалльный шторм в Калининграде — меня чуть в Балтийское море не унесло, но я успел схватиться за перекладину.
Первая практика была на круизном пятипалубном лайнере «Принцесса Елена». Подниматься в люксы, конечно, нельзя. Мы, конечно, поднимались, все там знали. Как-то пошли в сочинский клубешник на всю ночь. Нас на палубе прикрывали. Мы тусили-тусили и завалились с девчонками на корабль — где лучшие люксы, уже знали. Пацаны целую спецоперацию провернули, чтоб нас прикрыть. Утром еще и в наряд за меня пошли. Прокатило. Не спалили. И че? Один наш «друг» настучал дядьке Прокопу из чистого альтруизма. Бедный дядька Прокоп. А еще приходил ко мне как-то «брат». Это я другу хотел показать все феньки на корабле. Сказал, что мой старший брат. Прокоп нам устроил часовую экскурсию по кораблю. А потом начал грузить: смотри, какие у младшего оценки, и поведение у него ужас, давай-давай, влияй на него позитивно. Кошмар. Бедный Прокоп.

Взял шмотки, микроволновку (почему-то их дома было две) и поехал в Москву. И вот там мы фактически бродяжничали.


— Ты по жизни плывешь по течению или сопротивляешься? Ты не борец?
— Чего это? Я борец. За перекладину я все-таки зацепился. Я много гулял, много танцевал. Забивал на школу и мореходку, но везде же доучился. Правда, последнее мое отчисление приключилось за месяц до диплома, но мама вмешалась. Так что по одной бумажке я — багермейстер, а по другой — судоводитель. Значит, упертости и самодисциплины хватило. Мог я иногда забросить работу и уйти в загул. Настоящие гульки, когда человек фигачит на всю катушку. Уснул в Ростове — проснулся в Казани. Бывало. У нас и команда была такая, пацаны, с которыми танцевали — мы … [раздолбаи] были ужасные, но могли собраться когда надо. Да, команда мечты, команда дисциплинированных … [раздолбаев]. Я в мореходке по пацанам своим так скучал, что проговорил по телефону кучу денег. Даже списывался с судна, мотался к пацанам в Сочи, потому что через месяц должен был быть чемпионат по брейк-дансу. Меня очень радостно встретили, потому что деньги у них кончились, а я приехал с деньгами. Но через неделю кончились и мои. Неделю ели хлеб с луком — ждали перевод из Ростова. А в Ростове уже мы заработали на танцах довольно легко: конкурентов у нас почти не было. Но деньги не копили, я один что-то успевал купить. Перед тем как в Москву уехать, купил свой первый макбук. Потом взял шмотки, печку микроволновую (почему-то их у нас дома две было) и поехал в Москву. А вот там мы фактически бродяжничали. Я какими-то мастер-классами перебивался, в шоу-балет чуть не попал. Да, ладно, жизнь — борьба. Но я стараюсь проще ко всему относиться, развивать дзен. С родителями у меня тоже разные диалоги возникают. Но мама сейчас гордится мной, говорит: «Вот ты упертый». Такой у нее комплимент. Типа «твоя бабушка всю жизнь простояла за станком, а ты делаешь, что тебе нравится, и получаешь за это деньги». А я рад возможности помогать родителям.


— Как она вообще к твоим песням относится?
— Да как? Требовала, чтобы я удалил «эту нехорошую песню» из фейсбука. Пришлось объяснять ей, в чем фишка, учить грамотно текст декодировать: и про «сучку», и про «похрен», и про «что за случайный набор слов». Вроде все поняла, больше так не говорит. Ну, это комплексы, когда яро реагируют на что-то непонятное, не хотят во что-то новое вникать. Я езжу в общественном транспорте, подростки мне что-нибудь хорошее говорят и потом радостно добавляют: «А мама моя тебя вообще ненавидит».
 
— Ездишь в автобусах?
— Угу. И в маршрутках.

— И прямо узнают.
— Угу.

— Чаще всего что говорят?
— «Почему ты в маршрутке?»

— Так, очень интересно.
— Не вижу необходимости пока покупать машину. Много друзей за рулем. Не то, что я друзьями пользуюсь, просто по нашим общим делам мотаемся. Еще я в маршрутке читаю. Сейчас подсел на современную русскую фантастику. Прочитал «Сладкую парочку» Гусева недавно. А сейчас — давай посмотрим, что в рюкзаке. Вот, Андрей Быстров «Лезвие вечности». Офигенно заходит, красиво люди пишут.

— Подпитываешься?
— Да, но моя музыка вытекает из всего в жизни. Не только из того, что я читаю или слушаю. Получается, вроде ничего не делаешь, но как будто все время работаешь, начеку все время. Не все это понимают. Ты лежишь на диване. «Что ты опять лежишь на диване?» Вот это все. Но ты же не просто лежишь, ты работаешь в это время.


— Сколько времени ты проработал над своим хитом?
— Меня спрашивали все время, а я не мог ответить, потому что забыл. А тут недавно вспомнил. Весь текст я написал за полчасика, это без редактирования. А подробный бит — там было несколько набросков, несколько «минусов». Акапелла я отправил Леше PLOTY, объяснил, в каком настроении должен быть минус. И поехало. Сейчас японцы плотно взялись за «Патимейкера». Группа одна перевела на свой лад песню, там девочка, два парня и Пикачу у них все время по сцене бегают, уже ездят по японским рейвам с «Патимейкером». «Диске! Диске!» — как-то так поют. Но всю мою аутентичность — «люли-люли, досвидули» — они оставили на русском. Баяниста ты видела? Нормальный. И Ван Дамм мне понравился. Недавно звонил ди-джей Леонид Руденко. Хотят взять мой припев для какой-то коллаборации на Запад. Я не против, пусть везде играет.

— Так а про что песня-то?
— Песня? Выражение моего внутреннего состояния, моя интуиция. Про все, что мне интересно. Строчка с йогами — это тоже мне интересно. Все связано. Пью сейчас кофе — йога, вот это (щелк-щелк пальцами) — тоже йога, разблокирую каналы. Говорю тебе, развиваю дзен.

Фрагмент песни «Патимейкер»:
Йоги, ноги на угли.
Зимой на ноги угги.
Мы танцуем буги-вуги
Под ай люли-люли.
Дикий маугли в джунгли.
Сам свое гугли в Google.
Матрешки — куклы в кукле,
Этот день — дубль в дубле.
Разделились на команды,
Пока мы дули-дули,
Они крутят факи-дули.
Ха-ха, они продули.
Досвидули,
Досвидули,
Досвидули, досвидули.
Дули,
Да сведу ли, дули.

— Ну а вся эта суета не мешает? Журнал «Собака. Рнд» тебя в «топ-35 знаменитых людей Ростова» определила. Тебе это интересно? В соцсетях агитируешь за себя голосовать?
— «Собака» — это ж глянец? Да, нормально, пусть голосуют. Я был на прошлой церемонии, правда опоздал на фуршет. После работы домой с женой приехали, быстро переоделись, пошли нарядные на церемонию. Понравилось, хорошо сделали, даже красная дорожка была.


— А почему «Пика»?
— Вот это вообще нереальный вопрос, потому что на него до завтра можно отвечать, для меня в этом слишком много значений. Вот, смотри (тату на правой руке Picaso). Пика —  краткая форма от Пикасо, вот так с одной «с». Значит: это мои картины, такой мой взгляд на мир через музыку. Пика — это молния, энергия, электричество. Пикачу меня называли, тоже нормально. Мы так час еще можем говорить. Стоп. А сколько времени? Ну, как обычно, понятно, тренька моя уже началась. Я побежал.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ШЫМ ИЗ «КАСТЫ»: «ГОПНИКИ? В РОСТОВЕ ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ «НОРМАЛЬНЫЕ ПАЦАНЫ»
                                   НА ЧЕМ ЗАРАБАТЫВАЮТ РУССКИЕ РЭПЕРЫ
                                   ШНУР: «ИНОГДА ОЧЕНЬ ПЛОХО СЕБЯ ВЕДУ. КАК РОСТОВЧАНИН? СКОРЕЕ КАК КРАСНОДАРЕЦ»