Павел Лунгин: «Когда фильм только снят, отношусь к нему, как к больному ребенку»
Люди

Павел Лунгин: «Когда фильм только снят, отношусь к нему, как к больному ребенку»

Поговорили с режиссером о мелочах, из которых складывается жизнь.

В декабре 2022-го «Нации» исполняется 10 лет. Давайте вспомним, что интересного было у нас за это время. (Впервые текст был опубликован в декабре 2012 года.)

— Мне все равно, что есть на завтрак, когда вставать. Я не системный человек, у меня нет расписания и довольно мало привычек. Все несущественные. Курю вот. Ну, скажем, обычно я встаю в восемь, в девять, но вообще с годами человек начинает вставать все раньше. И все раньше ложиться.

Если придется выбирать между айпэдом и блокнотом, то я выберу блокнот и ручку. Это очевидно.
Павел Лунгин: «Когда фильм только снят, отношусь к нему, как к больному ребенку»
Павел Лунгин. Родился в 1949 году. Снимать кино начал в 40 лет (до этого писал сценарии к фильмам, в том числе, к «Непобедимому», «Концу императора тайги»). Первая же картина «Такси-блюз» принесла Лунгину в 1990 году Золотую пальмовую ветвь как лучшему режиссеру в Каннах, премию «Сезар» и «Золотой глобус». В 2006-м снял фильм «Остров», в 2009-м — «Царь». В ноябре 2016-го на экраны вышла его «Дама пик».
С начала 1990-х жил во Франции. Худрук и продюсер собственной студии — Студии Павла Лунгина.


Я не могу сказать о себе: «вот я сел и думаю». Нет, есть люди, которые думают. Я не думаю. Моя сила, она нетрадиционного характера, я часто думаю, говоря, выговаривая, проговаривая. Такое подсознательное думание. Происходит просто какая-то химическая реакция и готовые мысли, готовые суждения, готовые представления выпадают вдруг в осадок уже оформленные. Остается их только осознать.

Да, жил в Париже, но теперь не живу там — живу в Москве, я так уж совсем и не уезжал никогда. Жил там. Работал здесь. Жить можно где угодно, в принципе. Мы ведь не неподвижные камни.

Меня очень раздражает, если из окна видны окна другого дома. Из окна на даче у меня видна елка, а в Москве из окон виден Новый Арбат. Но никаких конкретных домов-визави. Вообще эта квартира московская — такая скорлупа, которая мало изменилась с жизни родителей. Это дом, в котором я родился и в котором умру. Вся наша семья в ней жила. Кроме 1925-27 годов, когда Лунгины уехали. Большая квартира фактически, сейчас правда она такой большой не кажется — появились гигантские совершенно площади, а раньше была очень большой. И мы никогда не жили с соседями, всегда отдельно, и она так сделана, что нельзя было ее разделить и уплотнить нас, как это делалось повсюду. И конечно, это квартира — защита моя в некотором смысле. Такой лунгинский замок.

Я стараюсь избегать общественных мест. Никогда не пойду в ЖЭК. Работаю дома, хотя есть и офис.
kinopoisk.ru
Ксения Раппопорт. Кадр из фильма «Дама пик»
kinopoisk.ru
Я легко даю свой номер мобильного. Телефон — это такая вещь, которая живет вопросительным знаком в твоем кармане. Когда я его теряю или забываю, я неуютно себя чувствую.

С рабочего настроя меня сбить невозможно. Работа режиссера, она очень боевая. Начались съемки — и все, как военная операция. Как тут сбить? Задача ведь режиссера создать вокруг себя новый абсолютно мир, который ты потом видишь на экране и задумываешься: «о-о-о, м-м-м». А вообще все может сбить, все отвлекает.

Начиная снимать фильм, я уже вижу его целиком, но у меня очень много импровизации — я всегда иду от реального актера, реальной ситуации. Иначе теряешь момент истины. Да, замысел есть, но есть и какая-то правда этого мгновения, моего состояния, состояния актера, неба, погоды; все это перемешивание живой реальности с вымыслом и дает настоящую художественную картину.

Конечно, я знаю, где зрители должны засмеяться и где заплакать. Я сам зритель той сцены, которую делаю. Сам смотрю, раздваиваясь, и получаю удовольствие, смеюсь. Я через себя проверяю. У меня нет другого способа. Но зрители не всегда смеются и плачут там, где смеюсь и плачу я. Все люди разные. И все же чаще всего это совпадает. Поэтому, думаю, мои фильмы и смотрят.
kinopoisk.ru
Ксения Раппопорт и Иван Янковский. Кадр из фильма «Дама пик»
kinopoisk.ru
Когда фильм только сделан, относишься к нему, как к больному ребенку, которого хочется защищать. А потом он начинает жить свой жизнью, и ты ему уже не нужен.

Я люблю снимать кинопробы и, как правило, когда пробы заканчиваются, происходит такое совпадение личности актера и роли, такое пересечение — как утка летит и пуля летит. И уже понятно, что они неизбежно встретятся.

Я никогда не кричу на актеров. Так бывает только в глупых комедиях про режиссеров. Я не видел ни одного кричащего режиссера.

Есть чужие хорошие актеры, но пусть он чертовски гениален, я не буду с ним работать. Для меня важнее, какой человек актер, а не наоборот. Хорошо создавать на фильме «семью», и я пытаюсь, хотя не всегда получается. Хорошо, чтобы все эти люди были тебе близки: по мироощущению или по внутренним вибрациям. Что-то должно всех объединять. Это как любовь. Необязательно выбираешь самого красивого или умного, вообще непонятно, почему выбираешь его! Но вот это чувство «своего», оно определяющее.

Логотип Журнала Нация

Похожие

Новое

Популярное
Маркетплейсы
1euromedia Оперативно о событиях
Вся власть РФ