Антон Долин: «Кино, которое считалось маргинальным, теперь собирает рекордные деньги»
События

Антон Долин: «Кино, которое считалось маргинальным, теперь собирает рекордные деньги»

Признанные эксперты подводят субъективные итоги года и рассказывают, чего ждут от 2020-го.

авторы Анастасия Шевцова, Яна Тищенко.

18 Декабря 2019

О главном в кино 

рассказывает Антон Долин
главный редактор журнала «Искусство кино»


— Впервые фильм, основанный на комиксах и сделанный голливудской студией, попал на конкурс Венецианского кинофестиваля и выиграл его. А потом несмотря на это стал рекордсменом мирового проката и самым кассовым фильмом с рейтингом R за всю историю кино (рейтинг R присуждаются фильмам 17+, которые содержат сексуальные сцены, фрагменты с насилием и т.д.). Это фильм «Джокер».

Также в этом году комиксовый фильм стал самым кассовым за всю историю кинематографа вообще. Это «Мстители. Финал» (собрал в прокате около $2,8 млрд).

Впервые в истории каннскую «Пальмовую ветвь» получил корейский фильм — «Паразиты» Пон Чжу Хо, одного из моих любимых режиссеров. Это смена парадигмы: кинематограф, который некоторые считали очень маргинальным, «не для всех», теперь собирает рекордные деньги по всему миру, не только на родине.

Сериал «Чернобыль», снятый на высоком драматургическом и художественном уровне, заставил многих и переосмыслить советское прошлое, которому он посвящен, и вообще начать смотреть сериалы.

А отечественный фильм «Верность» побил рекорд по числу эротических сцен. В российском кино, конечно, не мировом.

2020-й? Жду фильм Дени Вильнева «Дюна». Мне кажется, он очень интересно работает с научной фантастикой, нам показали его «Прибытие» и «Бегущий по лезвию». К тому же это экранизация одного из моих любимых научно-фантастических романов. Должно быть очень интересно.

О главном в литературе 

рассказывает Захар Прилепин
писатель, телеведущий


Книга года
«Пятое царство» Юрия Буйды. Это фантасмагорический роман, где реальность перемешивается с ирреальностью, роман о событиях начала XVII века, о Смуте. Книга была написана за полгода до известных волнений в центре Москвы, но удивительным образом роман о XVII веке все это спародировал и воспроизвел. Мне показалось это очень забавным. Вообще, Юрий Буйда — очень сильный писатель, неоцененный пока по достоинству.

Писатель года
Я и многие мои коллеги по ремеслу сегодня сверяем свои ощущения и впечатления от происходящего с мнением писателя, которого зовут Леонид Юзефович. У него в этом году случилось переиздание прежней книги «Зимняя дорога» и вышел отличный сборник рассказов. Юзефович, не делая никаких резких движений, занял в литературе место негласного арбитра.

Разочарование года
Меня очень огорчает политическая активность Алисы Ганиевой. Мне кажется, она идет по заведомо бессмысленному пути, который приведет ее в ту же точку, где находится сейчас бывший литератор Аркадий Бабченко.

Жанр года
Хороши все жанры, кроме скучного. Жанровое распределение не имеет ни малейшего значения. В литературе так никто не мыслит. Например, Андрей Рубанов пишет в один год фантастический роман, потом историческое фэнтези, потом роман реалистический. И нет никакого смысла все это разделять.

В 2020-м я жду, что мой коллега Александр Терехов (автор сценариев к фильмам «Матильда» и «Дылда»), который давно ничего не писал, напишет новую книгу или хотя бы один рассказ. Я жду, что Олег Демидов напишет интересную биографию Исаака Бабеля. И что биография Олега Куваева, которую написали Василий Авченко и Алексей Коровашко, наконец, попадет мне в руки, мне очень интересно.


О главном в политике (от спецкора «Коммерсанта» Андрея Колесникова) и в медиа (от Всеволода Пули, Russia Beyond) можно прочесть здесь; о главном в науке (от Андрея Коняева, N+1) и в технологиях (от Ивана Звягина, habr.com) — вот здесь.